Живыми не найти. У экипажа батискафа «Титан» закончился кислород

Батискаф «Титан». © / www.globallookpress.com

По мнению береговой охраны США, организовывавшей поиски пропавшего корабля с пятью пассажирами, 22 июня после 14 часов по московскому времени пассажиров исчезнувшего батискафа «Титан» можно считать погибшими. К этому моменту глубоководный аппарат исчерпает запасы кислорода на борту. Надежды на чудесное спасение больше нет.

   
   

О том, что случилась беда, стало известно несколько дней назад. 19 июня мировые СМИ облетела новость, что экскурсионный батискаф «Титан» компании OceanGate пропал в водах Атлантического океана. Команда из пяти человек погрузилась на глубину 3750 м к обломкам лайнера «Титаник», затонувшего более ста лет назад. Развлекательное погружение пошло не по плану: глубоководный аппарат перестал выходить на связь.

Смертельная экскурсия

Обломки затонувшего «Титаника» были найдены в 1985 году и с тех пор манят не только ученых-океанологов, но и любопытных туристов. Благодаря экскурсионным погружениям любой желающий мог лично увидеть величавый лайнер, скрытый под толщей воды. Правда, удовольствие это вовсе не дешевое. Например, компания OceanGate просила за один билет 250 тыс. долларов.

На борту «Титана» находилось пять человек: французский океанолог, капитан судна Поль-Анри Наргеоле, генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, член правления благотворительной организации Prince’s Trust Шахзада Давуд, его 19-летний сын Сулейман и миллиардер, генеральный директор компании Action Aviation в Дубае Хэмиш Хардинг.

61-летний Стоктон Раш, владелец OceanGate, создал целую туристическую империю. Он придумал экскурсии к «Титанику» и лично сопровождал состоятельных клиентов во время погружения. Он вместе с остальной командой все эти дни считался пропавшим без вести.

Эксперты сходятся во мнении, что Стоктон Раш пренебрег безопасностью ради наживы. Сам Раш еще в 2020 году объявлял, что корпус «Титана» показал «признаки циклической усталости». При этом погружаться аппарат мог только на 3 тысячи метров. «Этого недостаточно», — говорил Раш.

Но за этими словами никаких действий не последовало. «Титан» и дальше продолжал спускаться к обломкам лайнера, при этом глубина погружения увеличилась до 4 тысяч метров и никаких работ по модернизации батискафа не проводилось.

   
   

«Сложно говорить о безопасности пропавшего аппарата. Он нигде не проходил освидетельствование. Компанией-перевозчиком руководит алчность. Они просто зарабатывают деньги, даже не понимая, что делают», — считает руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич.

Могли подать знак

Капитан судна Поля-Анри Наргеоле Сагалевич знал лично более 30 лет. Он подчеркивает профессионализм коллеги и уверен, что Наргеоле при первых признаках нештатной ситуации принял бы решение поднять батискаф. Кроме того, нашел бы способ связаться с кораблем «Полар принс», который доставил «Титан» к месту погружения.

«С аппаратом полностью оборвалась связь. Если бы люди были живы, они бы нашли способ дать о себе знать», — считает Анатолий Сагалевич.

В Сети в какой-то момент появилась информация, что один из членов экипажа вышел на связь и смог опубликовать сообщение на своей странице в социальных сетях. Но эта новость оказалась недостоверной: на связь вышел турист с борта корабля «Полар принс», который просто ожидал своей очереди для погружения.

На спасение было четыре дня или они умерли сразу?

На пятерых человек запаса кислорода на «Титане» хватало на 96 часов — и это предельный срок. К сожалению, он уже истек. Ресурсов для длительного пребывания на батискафе не было. Экскурсия не предполагала, что аппарат будет под водой несколько дней. Подводное путешествие к «Титанику», по некоторым данным, длилось около десяти часов: этого времени хватало, чтобы погрузиться ко дну, осмотреть обломки лайнера и подняться на поверхность. Скорее всего, у команды был с собой небольшой запас воды и легкий перекус.

Были обречены

Однако некоторые эксперты уверены, что спасти батискаф в любом случае было невозможно.

«Если у этой субмарины проблемы с управлением, то она пропала. Туда никто не сможет спуститься и забрать ее. И никакого плана Б у них нет», — заявил преподаватель факультета океанографии Университета штата Рио-де-Жанейро Дэвид Зее.

Он добавил, что даже атомные подлодки не спускаются на такую глубину, поэтому экипаж был обречен.

Канадский кинорежиссер Джеймс Кэмерон, снявший знаменитый фильм «Титаник» (1997), еще вчера выразил скорбь по поводу кончины экипажа. Кэмерон сам не раз спускался к обломкам «Титаника» на ГОА «Мир» в рамках экспедиции 1996 года, возглавляемой Анатолием Сагалевичем. Уже накануне режиссер был уверен в печальном исходе.

«Он говорит, что твои друзья уходят один за одним. Он уже считает, что, в общем-то, дело кончено, я так думаю», — поделился ученый.