Жесткая посадка «Чебурашки». Почему у нас снова произошла авария самолета?

​Инциденты в российской региональной авиации в последнее время стали происходить с пугающей регулярностью. И, хотя у них нет одной общей причины, тенденция, мягко говоря, складывается неблагоприятная.

   
   

«Большинство пассажиров заблокированы в искорёженной машине»

Вечером 12 сентября 2021 года самолет L-410, принадлежащий авиакомпании «Аэросервис», выполнял рейс по маршруту Иркутск — село Казачинское. На его борту находились два пилота и 14 пассажиров.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сообщил в Instagram первые данные о ЧП: «Пассажирский самолёт L-410 совершил жёсткую посадку в 4 км от села Казачинское. Он летел из Иркутска регулярным рейсом. Практически сразу пришла информация, что большинство пассажиров заблокированы в искорёженной машине. Одной из пассажирок, Елене, удалось выйти на связь. Мне передали ее номер телефона. Постоянно был с ней в контакте. Благодаря ее звонкам удалось установить место авиакатастрофы».

К месту событий оперативно перебросили спасателей и врачей. 12 человек из числа тех, кто находился на борту, выжили, четверо, включая одного из пилотов, погибли.

Власти пообещали оказать всю необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших. Родственники жертв получат по 1 миллиону рублей, получившие тяжелые ранения — по 500 тысяч рублей, за ранения средней и легкой степени тяжести будет выплачена материальная помощь в размере 250 000 рублей и 100 000 рублей соответственно.

Надежный и проверенный самолет

Главный вопрос, который в настоящее время задают не только простые граждане, но и следователи, — что стало причиной аварии? L-410, также неофициально известный как «Чебурашка», — лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий, разработанный в Чехословакии еще в конце 1960-х годов. Предназначенный для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, он идеально подходит для условий российской глубинки. Из более чем 1100 построенных L-410 различных модификаций без малого 900 эксплуатировались в нашей стране. Машина оказалась настолько удачной, что с 2018 года ее новейшая модификация стала производиться в России.

Традиционная проблема изношенности авиапарка к нынешнему случаю отношения не имеет. Гендиректор авиакомпании «Аэросервис» Андрей Богданов сообщил ТАСС, что совершивший жесткую посадку самолет был построен в 2014 году. По словам Богданова, лайнер проходил все необходимое обслуживание и имел все положенные сертификаты.

   
   

«Понял, что автопилот ведет нас правее»

Выживший летчик Николай Махнутин рассказал о своей версии случившегося. Telegram-канал Baza привел слова пилота: «GPS-навигатор увел с помощью автопилота самолет правее заложенного курса. Мы уходили на второй круг. Я понял, что автопилот ведет нас правее. Во время набора высоты мы зацепили сопку. Пожара, слава богу, не случилось. И я потерял сознание. Сначала я подумал, что вижу дым, но оказалось, что это был туман. Он стал причиной ухода на второй круг. Я не восстановил визуальный контакт с землей и принял данное решение. Во время ухода на второй круг полосу я увидел, но она была левее, чем мы летели, а должна была быть четко по центру».

Летчик предполагает, что все дело в сбое навигационной системы и неблагоприятных погодных условиях. Так ли это, предстоит установить следствию.

На данный момент следственными органами возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил эксплуатации и движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц»).

«По поручению председателя Следственного комитета уголовное дело для наиболее полного расследования передано в Главное следственное управление, — сообщает официальный сайт СК РФ. — В настоящее время следователи центрального аппарата и криминалисты Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СК России продолжают осмотр места происшествия. Обнаружен бортовой самописец самолета, в ближайшее время специалисты приступят к расшифровке зафиксированных им параметрических данных. В аэропорту Иркутска произведена выемка полетной документации, образцов топлива и технических жидкостей. Назначены химическая и медицинские судебные экспертизы. Продолжаются допросы лиц, ответственных за организацию и проведение полета, а также эксплуатацию самолета. В качестве основных версий происшествия следствием рассматриваются ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники».

«Видать, навигация подводила»

Начальник аэропорта Казачинское Борис Калинин, как и пилот, говорит об отказе навигационной системы. Его слова приводит РЕН-ТВ: «Видать, навигация подводила, заходил то левой стороной, то правой стороной. Пробовал посадочными курсами 40, потом пытался посадочным 220 зайти. Когда пытался по 220, навигация увела его на 30 градусов от посадочного курса».

При этом Калинин заметил, что имевший место туман был легким, освещенность взлетно-посадочной полосы достаточная, и погода не могла вызвать крушение.

Выжившие в катастрофе пережили сильнейший шок. Понять, что происходит, мало кто успел. Как рассказывают пассажиры, самолет шел на посадку, послышался треск, а затем люди стали приходить в себя уже посреди искореженных обломков L-410.

По мнению экспертов, спасение людей стало следствием стечения благоприятных обстоятельств. Самолет, зацепившись за верхушки деревьев, скользнул по ним, а не рухнул вертикально. Удар оказался не самым сильным, и благодаря этому не произошло разлива топлива, взрыва и пожара.

Кто виновник, а кто молодец?

Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов в беседе с РЕН-ТВ заявил: «Надо сказать, что летчики — молодцы, потому что посадить самолет в тайге и так, чтобы в основном люди остались живыми, дорогого стоит. Это хорошо подготовленные профессионалы, которые не растерялись, которые не утратили качеств в такой сложной ситуации при создавшихся сложностях». Экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов в интервью «МК», наоборот, ничего особо героического в действиях экипажа не увидел: «Трудно сажать самолёт на аэродром, который плохо технически к этому подготовлен. Там знающий-то летчик еле-еле может вывернуться. А если сложные метеоусловия? С этим точно не каждый справится... Если у самолета что-то отказывает, то лётчик остаётся наедине с этим отказом. Земля ему помочь толком не может. Все те системы, которые были ещё в Советском Союзе, сейчас разбалансированы, все уже старые, убитые. Правда, в этом случае возникает вопрос: ради чего надо было лететь с людьми ночью, пытаться сажать самолет в темноте и тумане с использованием только GPS-навигатора?» Если говорить проще, то сейчас специалисты пытаются определить, кто в данном случае подвел: люди или техника. От ответа на этот вопрос и будет зависеть окончательная оценка случившегося.