В запасе два дня. Ученый РАН оценил шансы команды пропавшего батискафа

Анатолий Сагалевич, руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Туристический глубоководный аппарат, отправившийся на эксклюзивную экскурсию, пропал в водах Атлантического океана. Океанолог, который сам десятки раз погружался к «Титанику», не исключает, что нужно готовиться к худшему.

   
   

Что случилось?

О том, что батискаф туристической компании OceanGate Expeditions, который возит состоятельных туристов к «Титанику», пропал, стало известно 19 июня приблизительно в 17 часов по московскому времени.

На борту, по сообщениям зарубежной прессы, находится пятеро человек: французский исследователь и капитан судна Поль-Анри Наргеоле, генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, член правления благотворительной организации Prince’s Trust Шахзада Давуд, его 19-летний сын Сулейман и миллиардер, генеральный директор компании Action Aviation в Дубае Хэмиш Хардинг.

В СМИ прошла информация, что на борту, кроме этой пятерки, находится ирландский исследователь Рори Голден, который якобы даже вышел на связь и сообщил, что с ним все в порядке. Но эта информация пока не подтверждается. Если б Голден был среди команды, он оказался бы шестым, но этого быть не может. Аппарат рассчитан на пятерых. 

До точки погружения они добрались в воскресенье, 18 июня, около 4 часов по местному времени. Туристическая компания до последнего не сообщала, что возникли какие-то непредвиденные обстоятельства. Но затем пресс-служба перевозчика опубликовала официальное заявление.

«Все наше внимание сосредоточено на членах экипажа подводного аппарата и их семьях. Мы глубоко благодарны за обширную помощь, которую мы получили от нескольких государственных учреждений и глубоководных компаний в наших усилиях по восстановлению контакта с подводным аппаратом», — сообщили представители OceanGate Expeditions.

Пропавший аппарат ищут спасатели США и Канады. Свою помощь предложила и Великобритания, ведь Хэмиш Хардинг — британский подданный. Хардинг не привык экономить деньги на различные приключения. Среди его последних достижений погружение в Марианскую впадину в 2021 году и полет в космос в качестве туриста в 2022 году.

   
   

Нет никаких сигналов

Что же могло произойти с батискафом и каковы шансы у людей на борту? Об этом aif.ru спросил у руководителя лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолия Сагалевича. Дело в том, что он сам же 57 (!) раз погружался к обломкам «Титаника», установив, кстати, мировой рекорд. В 1996 году Сагалевич был руководителем экспедиции глубоководного обитаемого аппарата (ГОА) «Мир». Погружение осуществляли по заказу американского кинорежиссера Джеймса Кэмерона. Отснятый россиянином с коллегами материал был использован в фильме Кэмерона «Титаник» (1997 год). Кстати, на некоторых кадрах запечатлен и сам ученый.

Анатолию Сагалевичу непросто далось наше интервью. Ведь на борту затерявшегося батискафа находится его хороший знакомый.

«Я знал его много лет. Это Поль-Анри Наргеоле», — сказал aif.ru океанолог, склонный подозревать самое печальное развитие событий. Ведь, по его словам, по протоколу, при потере связи, командир аппарата должен был принять решение о всплытии на поверхность. Но этого не случилось.

«С аппаратом нет никакой связи, это и настораживает. Что-то пошло не по плану. Если бы люди были живы, они бы нашли способ дать о себе знать», — считает Анатолий Сагалевич и осторожно рассуждает о последующих часах экипажа.

Кислород на исходе

«По официальной информации, у них должно хватить кислорода на 96 часов. То есть сейчас можно надеяться, что люди на борту живы и их удастся найти. С каждым часом надежды все меньше. Не хочется говорить о дурных прогнозах, но... Критическое время 22 июня около 17 часов по Москве», — рассуждает собеседник aif.ru.

Кстати, когда сам Сагалевич на «Мире» погружался на глубоководье, запаса кислорода было на 12-16 часов. Этих ресурсов было достаточно для погружения, изучения обломков и подъема на поверхность.

«Сложно говорить о безопасности пропавшего аппарата, — продолжает ученый. — Он нигде не проходил освидетельствование. Компанией-перевозчиком руководит алчность. Они запрашивают 250 тысяч долларов с человека. Здесь нет ничего общего с научной деятельностью. Они просто зарабатывают деньги, даже не понимая, что делают».

По словам океанолога, в месте, где покоится «Титаник», сильное подводное течение. Аппарат может унести далеко от места погружения.