Три дня назад в Амурской области под завалами после обрушения более 190 тыс. тонн породы в шахте рудника «Пионер» оказались 13 шахтеров. Aif.ru попытался выяснить, кому принадлежит компания и кто понесет ответственность.
Работники МЧС трудятся в круглосуточном режиме, пытаясь пробурить скважину, которая обеспечит горнякам, оказавшимся под завалами без еды и воды, доступ воздуха и связь.
Большая структура
Рудник «Пионер», который находится в Приамурье, входит в АО «Покровский рудник», являющийся частью «Атлас Майнинг». В 2022 году «Атлас Майнинг» и другие активы Petropavlovsk plc, зарегистрированной в Великобритании, купила «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК).
Всего в структуре УГМК насчитывается свыше 40 компаний, большая часть которых связана с металлургией и расположена в Свердловской области. Если верить выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), генеральным директором ООО «Атлас Майнинг» является Федор Кирсанов, а сама компания состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Москва.
Рудник «Пионер» — довольно большое предприятие. По данным на конец 2019 года, на нем трудились порядка 2,9 тыс. человек.
Наказать виновных
Впрочем, основной спрос, вероятнее всего, будет с руководства АО «Покровский рудник», на что уже намекнул полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. На днях он рассказал, что намерен переговорить с собственником рудника, потому что он имеет прямую ответственность за то, что сейчас происходит. Хотя и добавил, что первоочередная задача — спасти людей.
«Для этого должна проводиться проверка, по результатам которой выявляются виновные лица, устанавливается вся картина произошедшего. Если будут выявлены нарушения, только в том случае можно говорить об ответственности. Это долгий процесс, иногда сопровождающийся экспертизами, допросами и прочим, а уже ответственность зависит от результатов проверки, и она может быть разной: от штрафов до выплат семьям пострадавшим. А если будут смертельные случаи, то и до лишения свободы виновных лиц, которыми могут быть руководящие работники шахты (директора, замы, иные лица)», — добавила эксперт.
Ответственность, по ее словам, может наступить и за нарушение требований безопасности, необеспечение шахтеров необходимыми инструментами, приборами, спецодеждой, нарушение часов работы шахтеров. «Так, например, работоспособность уставшего работника и внимательность на участке всегда ниже, чем обычно. Отсутствие инструментов, одежды и так далее влияет на промышленную безопасность. Непроведение инструктажей также сказывается на качестве работы шахты. Ответственные за его проведение лица могут быть привлечены к ответственности, если до работника шахты не доведены те или иные сведения», — пояснила Георгиева.
Эксперт уточнила, если Ростехнадзор ранее выявлял нарушения, но шахта продолжала работать, к ответственности могут привлечь и инспекторов Ростехнадзора за их бездействие: своевременная приостановка работы шахты исключила бы трагедию. Иногда виной таких аварий могут быть и действия самих работников. В любом случае к уголовной ответственности привлекаются только физические лица. На них же может быть возложена и материальная ответственность, в зависимости от причиненного ущерба, степени вины и прочих обстоятельств. Собственники шахт, как правило, — юридические лица, это исключает их уголовную ответственность, но они могут нести материальную или лишиться лицензии.
Работы на месте продолжаются. По последним данным, спасателям уже удалось пробурить скважину в 53 метра к предположительному месту нахождения оказавшихся в ловушке шахтеров.