В Одессе снова кипят политические страсти, связанные с гибелью людей на пожаре. И хотя сейчас, в отличие от 2 мая 2014 года, сама трагедия не имела отношения к противостоянию политических сил, последствия ее могут быть весьма значительными.
Пожар в конце смены
В ночь на 16 сентября 2017 года в муниципальном детском оздоровительно-спортивном лагере «Виктория» вспыхнул пожар.
Пожарные получили сигнал о возгорании в 23:34, однако свидетели утверждают, что первые клубы огня появились над одним из корпусов на 20 минут раньше.
Пожарные расчеты прибыли оперативно, однако спасти сгоревший корпус не удалось. Когда в начале третьего ночи пожар был потушен, от здания, где отдыхали дети, не осталось практически ничего. Причина была в том, что сам корпус был деревянным, а на территории лагеря не оказалось исправного пожарного гидранта — воду пришло подавать с расстояния более чем в километр.
Беда случилась, когда очередная смена в «Виктории» подходила к концу. 150 детей, находившихся в лагере, должны были разъехаться по домам. В корпусе, где случился пожар, проживали 42 ребенка. Троих сразу отправили в больницу — двое надышались продуктами горения, а одна девочка получила ушиб позвоночника, выпрыгивая из окна.
В огне погибли трое
Сотрудники лагеря не могли внятно ответить на вопрос — все ли дети эвакуированы из горящего здания. Поначалу заявили, что все. Затем стало известно, что нет троих — 8-летняя София Мазур, 9-летняя Настя Кулинич и 12-летняя Снежана Арпентий погибли.
Администрация лагеря заявила, что рано предполагать самое худшее, и, возможно, девочки решили ночью пойти к морю. Вскоре, однако, стало ясно, что это не так.
Все трое пропавших были участницами хореографического коллектива «Адель» и жили в одной комнате. Утром в администрации «Виктории» признали, что Настя и София погибли. Снежану объявили мертвой на несколько часов позднее, но родители девочки в это не поверили. Вплоть до позднего вечера 17 сентября волонтеры и представители силовых структур вели розыск Снежаны в окрестностях лагеря — якобы свидетели видели ее живой.
Дети в горящем корпусе были заперты на ключ
На утро после пожара полиции приходилось сдерживать разъяренных родителей, готовых учинить самосуд над сотрудниками лагеря. Причиной тому стали рассказы детей, переживших кошмар.
Спасаться им пришлось самим. В корпусе не оказалось ни одного взрослого, к тому же не сработала сигнализация. Мало этого, детей, по их словам, заперли на ключ.
Крики старших, плач малышей, паника, ужас — так рассказывают о происшедшем свидетели.
Мэр Одессы Геннадий Труханов считает иначе. По его словам, до выяснения всех обстоятельств говорить о причинах пожара нельзя, но жили дети в достойных условиях, администрация свои обязанности выполняла, и все нормы пожарной безопасности соблюдались.
Градоначальник утверждал, что директор «Виктории» Петрос Саркисян был увезен с места событий с остановкой сердца, поскольку «20 лет возглавлял учреждение, и жил этим комплексом». Однако уже в больнице Саркисяна взяли под стражу — ему инкриминируется статья о нарушении мер пожарной безопасности, повлекшая смерть людей. Вторым подозреваемым является заместитель директора по пожарной безопасности.
Кроме того, несколько чиновников были отстранены от должностей либо сами подали в отставку.
«Одесские дети должны отдыхать в самых лучших условиях. И мы их создали»
На волоске повисла судьба мэра Одессы Геннадия Труханова. Активисты предприняли две попытки штурма мэрии, добиваясь его отставки, однако они были отбиты. Тогда протестующие разбили у стен резиденции мэра палаточный лагерь.
Среди штурмующих не было родителей детей, погибших и пострадавших в «Виктории». Но для оппонентов местной власти трагедия в лагере стала прекрасным поводом для того, чтобы потребовать отставки Труханова.
Лагерь «Виктория» считается любимым детищем мэра. В 2016 году там прошла масштабная реконструкция. В мае 2017 года обновленную «Викторию» посетил президент Украины Петр Порошенко. В сообщении о посещении лагеря президентом, размещенном на сайте главы Украины, указана и сумма, потраченная на реконструкцию — 70,5 млн гривен, из которых 60,5 были выделены из бюджета Одессы, а еще 10 млн были перечислены из госбюджета.
«Мы вложили в него не только деньги, но и душу. Ведь одесские дети должны отдыхать в самых лучших условиях. И мы их создали», — говорил мэр Труханов, показывая президенту лагерь. Порошенко в ответ назвал лагерь «Виктория» «лучшим в Украине, образцовым и фантастическим».
Порошенко не до гибели детей — он грозит России
Как выясняется теперь, к «Виктории» было немало нареканий. Родители утверждают, что отремонтированных корпусах состояние проводки было таким, что детей било током. У пожарных были вопросы к противопожарной сигнализации, и от администрации лагеря требовали устранить недостатки. Судя по всему, ничего устранено не было.
Губернатор Одесской области Максим Степанов объявил в регионе двухдневный траур. Семьям погибших и пострадавших детей пообещали выплатить денежную компенсацию.
А вот реакция Петра Порошенко на трагедию в Одессе украинцев удивила. Вернее, удивило ее полное отсутствие. Страница в Facebook украинского президента в последние пару дней переполнена записями о коварной России, которой нельзя верить, рассказами про героическую украинскую армию, обещаниями сделать Крым «неподъемной тяжестью» для Москвы. Но гибели детей в Одессе — ни слова.
Наверное, президент не в состоянии реагировать на каждую трагедию в стране. Но когда малыши гибнут в огне в лагере, который первым лицом государства совсем недавно объявлен «образцовым и фантастическим», такое молчание поражает. Особенно с учетом того, что страница Порошенко иллюстрирована фотографией, на которой президент держит на руках маленькую милую девочку в вышиванке.