Предприниматель из Хабаровска оказался владельцем судна Rhosus, груз с которого мог взорваться в порту Бейрута, сообщается на сайте российского профессионального союза моряков.
Отмечается, что в 2013 году судно под флагом Молдавии перевозило опасный груз из Батуми в Мозамбик, однако по пути совершило внеплановый заход в Бейрут. Портовые власти задержали балкер из-за технических нарушений эксплуатации. Экипаж, состоящий из граждан России и Украины, тем временем, обратился в Международную федерацию транспортников (МТФ), рассказав, что работодатель – кипрская компания Teto Shipping – не выплачивал морякам зарплату с начала действия контрактов. Судовладелец – предприниматель из Хабаровска – в ответ на обращение МФТ обещал продать судно и рассчитаться по долгам.
В профсоюзе отметили, что местные портовые власти изначально не давали разрешения выгружать опасный груз. К марту 2014 года на судне остались капитан, старший механик, третий механик и боцман. Моряки рассказывали, что, кроме задержания балкера и невыплаты зарплаты, тревогу вызвало хранение в трюмах нитрата аммония. Портовые власти отказались выгружать груз, а также перегружать его на другое судно.
Летом 2014 года во время встречи с консульским должностным лицом директор департамента наземного и морского транспорта Абдель Хафиз Кайсси заявил о начале рассмотрения ливанскими компетентными органами проблемы репатриации экипажа Rhosus в сочетании с вопросом продажи судна и его груза. В результате суд выдал разрешение на выгрузку селитры. Несмотря на это, портовый агент М. Багдади продолжал затягивать репатриацию моряков, так как отказывался нанимать технический экипаж из местных. Спустя время людей на выгрузку нашли, а моряков отпустили домой.
По данным инспектора ITF в Новороссийске Ольги Ананьиной, судовладелец до сих пор не рассчитался с экипажем, а опасный груз не был утилизирован. По словам Бориса Прокошева, являвшегося на тот момент капитаном судна, владельцем Rhosus являлся бизнесмен Игорь Гречушкин, передаёт ТАСС.
Он также рассказал, что в документах на груз было написано: нитрат аммония. В Бейруте на судно должен был быть загружен дополнительный груз, но для Rhosus он оказался неподъёмным. После того, как команда узнала, что предыдущему экипажу зарплата не выплачивалась в течение четырёх месяцев, она отказалась покидать порт. «А нас арестовали за то, что он не оплатил штраф, неустойку за то, что мы груз не приняли, и плюс – не оплатил портовые сборы агенту, лоцману он ничего не заплатил», – рассказал Прокошев.
В общей сложности экипаж провёл на танкере 11 месяцев, в том числе три месяца длился суд по снятию ареста. Адвоката моряки наняли на средства, полученные от продажи части топлива с судна.
По словам экс-капитана, судовладелец суммарно задолжал экипажу до 200 тысяч долларов, которые так и не выплатил. После возвращения в Россию Прокошев пытался подать на него в суд, но ему отказали в принятии иска, рекомендовав обратиться в суды по месту пребывания судовладельца, то есть на Кипр.
По информации греческого издания «Прото тема», в настоящее время службы безопасности Кипра разыскивают судовладельца.
Мощный взрыв прогремел в районе морского порта Бейрута недалеко от базы ВМС Ливана 4 августа. Взрывная волна уничтожила и повредила множество зданий и машин. Власти заявили, что причиной взрыва стала детонация хранившихся на складе 2700 тонн аммиачной селитры, конфискованной таможенными службами.
По последним данным, жертвами взрыва стали более 130 человек. В Ливане объявлен траур. Бейрут признан районом бедствия, в городе на две недели введён режим ЧП.