Экстренной посадкой в поле закончился сегодня полет пассажирского лайнера Airbus A321 «Уральских авиалиний», следовавшего по маршруту Москва — Симферополь. Через несколько минут после взлета
Оксана Морозова, АиФ.ru: Юрий Михайлович, как вы можете оценить действия экипажа во время экстренной посадки самолета возле Жуковского?
Юрий Сытник: Сама по себе ситуация была крайне сложная, и командир корабля принимал очень ответственное решение. Оба пилота оказались высокими профессионалами и летчиками с большой буквы, с хорошей морально-психологической подготовкой, нервы у них не сдали. Видно, что недаром летчики-инструкторы, командиры всех степеней вкладывали в этих людей свои знания. Парни выполнили все, что от них требовалось, и даже больше. Спасти самолет, пассажиров и самих себя в такой экстремальной ситуации, когда нет высоты, скорости и времени на раздумья, сложно. Все происходило мгновенно, и нужно было сразу принять решение: загасить скорость в воздухе до минимальной, чтобы не свалиться, и в то же самое время приземлиться на этом поле. Пилоты все сделали профессионально и грамотно: отключили систему питания двигателей топливом, электропитание, выключили систему кондиционирования, обесточили самолет. Они сделали все, что требовалось, и спокойно, без суеты выполнили то, чему их учили. Низкий поклон им за это от всей России. К 18 августа (День авиации, - Ред.) всем летчикам страны эти два парня сделали большой подарок, они показали, что есть профессионалы. Настоящие герои России, которых нужно награждать высшими званиями, я перед ними преклоняюсь и аплодирую. Рад, что такие летчики у нас есть.
— Как им удалось избежать возгорания?
— Во-первых, они не выпустили шасси, а посадили самолет на брюхо. Шасси могло проломить крылья и топливные баки, в результате чего топливо бы вылилось, и, если бы была какая-то искра, это могло спровоцировать возгорание.
Замечу, что командир посадил воздушное судно в ручном режиме, без какой-либо автоматики и помощи. И сделал это так мастерски, без крена, без лишнего удара, что пассажиры просто вышли из самолета, ничего особенно не почувствовав.
— В качестве причины, которая привела к экстренной посадке, называется попадание птицы в двигатель самолета. Почему невозможно избежать подобных ситуаций?
— Мы вторгаемся в среду обитания птиц, лезем туда со своими самолетами, поэтому нужно как-то с ними договариваться. Необходимо либо аэродромы строить там, где нет пернатых, либо свалки убирать рядом с аэродромами. С последними особенно сложно решить вопрос. Хотя есть конкретные рекомендации и КАО, и лидеров мировой авиации о том, что не должно быть свалок в районе 30 километров от аэродромов, чтобы птицы не перелетали стаями, а, как правило, осенью это и происходит. В год бывает от 600 до 1000 случаев, когда летательные аппараты сталкиваются с пернатыми, и это очень опасно. Конечно, когда птица попадает в фюзеляж или лобовое стекло — ничего страшного. Иногда даже, когда она попадает в двигатель, он ее легко «пережевывает». Но если попадает стая, тут двигатель начинает «захлебываться» и загорается. То, что сегодня произошло, — это чудо, и ребята — настоящие герои, потому что сделали его своими руками. Молодцы!