Повторение ошибок? Катастрофа в Казани напомнила о Перми и Петрозаводске

Три версии

Катастрофа самолёта авиакомпании «Татарстан» «Боинг 737-500», происшедшая вечером 17 ноября в аэропорту Казани, вновь заставила говорить о надёжности работающей в России авиатехники и профессионализме лётного состава.

   
   

На данный момент сведения от трагедии в Казани достаточно скупы. Достоверно известно, что «Боинг» следовал рейсом из столичного аэропорта Домодедово в Казань и до момента захода на посадку экипаж не сообщал о каких-либо неполадках на борту.

Первый заход на посадку оказался неудачным, после чего экипаж стал выполнять манёвр для осуществления повторной попытки сесть. Однако в этот момент по неустановленным пока причинам самолёт начал резко терять высоту, ударился носом о взлётно-посадочную полосу, после чего загорелся.

Экстренные службы прибыли к месту трагедии немедленно, и тушение горящего самолёта заняло не более восьми минут. Однако, к несчастью, спасти никого не удалось. Жертвами трагедии стали 44 пассажира и 6 членов экипажа. Среди погибших старший сын главы Татарстана, начальник республиканского ФСБ, супруга известного телекомментатора Романа Скворцова

Пока специалисты называют три основных возможных причины катастрофы — плохая погода, отказ техники и ошибка пилотов.

Авиакатастрофа в международном аэропорту Казани. Фото: пресс-служба МЧС РФ

Этот «Боинг» вызывал у пассажиров страх

Погода 17 ноября в Москве действительно была крайне сложная, однако в Росгидромете заявляют, что в Казани погодные условия были приемлемыми для посадки. Другой источник в Росгидромете и вовсе назвал условия практически идеальными.

Что касается технического состояния борта, то в авиакомпании «Татарстан» уверяют, что «Боинг» находился в хорошем состоянии и успешно прошёл предполётный осмотр в Москве.

С другой стороны, самолёту было 23 года, он эксплуатировался шестью различными авиакомпаниями и во время своего пребывания в Бразилии уже поучаствовал в аварии, после которой машину пришлось серьёзно ремонтировать.

   
   

Жаловались на самолёт и пассажиры: те, кто успел полетать данным «Боингом» до рокового рейса, сообщают, что его состояние было неидеальным во всех смыслах, а при посадке машину раскачивало и трясло так, что людям на его борту было по-настоящему страшно.

Как обычно и принято в подобных ситуациях, руководство авиакомпании, использовавшей самолёт, заверило, что пилотировал «Боинг» опытный и умелый экипаж. Увы, опыт расследования подобных авиакатастроф показывает, что их причиной в России человеческий фактор становится всё чаще и чаще.

За последние годы в России произошли как минимум две схожие авиакатастрофы, происшедшие при сходных с казанскими обстоятельствах.

2008 год. Пике в Перми

14 сентября 2008 года самолёт авиакомпании «Аэрофлот-Норд» «Боинг 737-500» совершал рейс из Москвы в Пермь. При заходе на посадку пилоты не смогли выдержать предписываемый диспетчером  порядок приземления и вынуждены были уйти на второй круг. Здесь, неверно оценив показания приборов, экипаж допустил переход «Боинга» в неуправляемое пикирование, которое завершилось столкновением с землёй на скорости 470 километров в час. «Боинг» чудом не задел расположенных поблизости жилых домов.

В результате катастрофы погибли 82 пассажира и 6 членов экипажа. Среди погибших оказались граждане 11 государств. Погиб в катастрофе и советник президента России, Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, а также первый вице-президент Всероссийской федерации самбо России Владимир Погодин, президент Федерации самбо Чувашии и депутат госсовета Чувашской Республики Александр Трофимов.

Межгосударственный авиационный комитет, расследовавший обстоятельства крушения, установил, что пилоты действительно были опытными, но основной налёт командира был на Ту-134, а второго пилота — на Ан-2. Что же касается «Боинга», то налёт экипажа был довольно незначительным. Кроме того, выяснилось, что командир воздушного судна находился в состоянии усталости, так как не имел достаточного отдыха после выполнения предыдущих рейсов. Кроме того, в тканях погибшего командира были обнаружены следы алкоголя.

Уголовное дело, возбуждённое по факту авиакатастрофы в Перми, было прекращено с формулировкой «в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности».

Часть крыла самолёта, разбившегося в Перми. Фото: Из личного архива

2011 год. Жёсткая посадка в Петрозаводске

20 июня 2011 года самолёт Ту-134А компании «РусЭйр» выполнял рейс по маршруту «Москва – Петрозаводск». При заходе на посадку в аэропорту Бесовец в условиях низкой облачности и ограниченной видимости самолёт сбился с посадочного курса. Вслед за этим лайнер зацепил верхушки деревьев и упал в районе шоссе Петрозаводск – Суоярви, примерно в 700 метрах от взлётно-посадочной полосы. Самолёт, коснувшись земли, продолжал движение около 200 метров, разрушаясь на ходу и одновременно загоревшись. 

Как и в случае в Перми, лайнер лишь чудом не задел жилые дома, причём до ближайшего из них оставалось не более 20 метров.

Именно местные жители, пришедшие на помощь, сумели спасти несколько человек из числа тех, кто находился на борту.

Из 52 человек, среди которых были 43 пассажира и 9 членов экипажа, выжить удалось лишь пятерым.

Среди погибших оказались известный российский футбольный арбитр Владимир Петтай, а также руководство ОКБ «Гидропресс», которое занимается производством атомных реакторов военного и гражданского назначения.

Расследование, проведённое Межгосударственным авиационным комитетом, снова указало на человеческий фактор — командир воздушного судна не принял необходимое в подобной ситуации решение об уходе на второй круг. Кроме того, анализируя действия экипажа, эксперты пришли к выводу, что командир лайнера не сам принимал решения, а подчинялся распоряжениям штурмана. При этом штурман самолёта находился в лёгкой степени опьянения, а второй пилот фактически только наблюдал за происходящим. В условиях сложной погоды все эти обстоятельства привели к роковому исходу.

На месте жёсткой посадки на автотрассе в 15 км от взлётно-посадочной полосы останки самолёта ТУ-134, который с 43 пассажирами и пятью членами экипажа на борту совершал рейс из аэропорта Домодедово в Петрозаводск. Фото предоставлены пресс-службой Главного управления МЧС России по Республике Карелия. Фото: РИА Новости

По следам катастрофы в Карелии президент России Дмитрий Медведев поспешил отдать распоряжение о выводе самолётов Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах. Как показало расследование, авиатехника в данном случае не была причиной происшедшего. В этой связи возникает естественный вопрос: приведёт ли катастрофа «Боинга-737» в Казани, чей налёт составлял более 20 лет, к ограничению использования подобной авиатехники в России?