Пилот не должен был летать. Закончено расследование авиакатастрофы в Казани

На месте крушения самолета «Боинг 737» авиакомпании «Татарстан», разбившегося при посадке в аэропорту Казани. © / МЧС РФ / РИА Новости

Cледственный комитет России сообщил о завершении расследования уголовного дела об авиакатастрофе воздушного судна «Боинг 737-500» в международном аэропорту города Казани в ноябре 2013 года. 

   
   

Крушение в аэропорту

17 ноября 2013 года авиалайнер Boeing 737-500 (53A) авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс U9-363 по маршруту Москва—Казань, упал при заходе на посадку в аэропорту Казани.

В результате крушения погибли все, кто находился на борту лайнера, — 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе жертв катастрофы оказались сын главы Республики Татарстан Рустама Минниханова Ирек Минниханов, глава Управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов, известный учёный-востоковед Диана Гаджиева, Эллина Скворцова (жена спортивного телекомментатора Романа Скворцова), двукратная чемпионка Республики Татарстан по шахматам Гульнара Рашитова.

В тот же день следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Практически сразу среди главных версий катастрофы стало фигурировать предположение об ошибочных действиях экипажа в сложных метеоусловиях. Переговоры пилотов с диспетчером свидетельствовали о том, что первая попытка захода на посадку экипажу не удалась. Оценив положение самолёта относительно взлетно-посадочной полосы как «непосадочное», летчики начали уход на второй круг. Через 25 секунд после этого «Боинг» начал падать.

В декабре 2013 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил: «Командир самолёта Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией. У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных центров, которые в настоящее время ликвидированы».

Выводы МАК: командир «Боинга» не имел первоначальной летной подготовки

23 декабря 2015 года Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет по результатам своего расследования катастрофы в Казани.

   
   

«Причиной катастрофы самолёта Boeing 737-500 VQ-BBN явились системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полётов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полётам неподготовленного экипажа, — говорилось в документе. — При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолёта в сложное пространственное положение на кабрирование («NOSE UP UPSET»). Отсутствие у КВС (пилотирующего пилота) навыков вывода самолёта из сложного пространственного положения («UPSET RECOVERY») привело к созданию им значительной отрицательной перегрузки, потере пространственной ориентировки и переводу самолёта в крутое пикирование (угол тангажа на пикирование до 75°) вплоть до столкновения с землёй».

По мнению МАК, авиационное происшествие стало следствием сочетания ряда факторов, среди которых:

— отсутствие у КВС (командира воздушного судна — прим. АиФ.ru) первоначальной лётной подготовки;

— допуск к переучиванию на Boeing 737 членов лётного экипажа, не в полной мере удовлетворяющих квалификационным требованиям для направления на переучивание, в том числе по английскому языку;

— методическое несовершенство процесса переучивания, формальный контроль за результатами и качеством переучивания;

— низкий уровень организации лётной работы в авиакомпании, что привело к неустранению выявляемых в течение длительного времени недостатков в работе с навигационным оборудованием, технике пилотирования и взаимодействии членов экипажа, в том числе при уходе на второй круг;

— систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам, что могло привести к накоплению усталости и негативно повлиять на работоспособность членов экипажа;

— повышенное психоэмоциональное напряжение членов экипажа перед уходом на второй круг из-за длительной неспособности определить местоположение самолёта с необходимой для производства посадки точностью.

На основании фальсифицированных документов

Следственным органам потребовалось еще четыре года, чтобы прийти к окончательным выводам с точки зрения закона.

«В ходе следствия установлено, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула. По данным следствия, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов,  говорится в сообщении СК РФ. — Так, Валерий Портнов, занимавший должность заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания Татарстан", направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации. В свою очередь Шавкат Умаров, являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова, что позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства. В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна».

Также следствие полагает, что Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. С марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

В отношении погибших летчиков дело прекращено. Их боссам предъявлено обвинение

«17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва—Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна, — говорится в сообщении. — Для получения и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. В ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия».

Уголовное преследование в отношении командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула прекращено в связи с их смертью. 

Портнову и Фомину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Шавкту Умарову — по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.

Сертификат эксплуатанта авиакомпании «Татарстан» был аннулирован с 31 декабря 2013 года.