Падение рейса 251. Что случилось с самолетом на Камчатке?

6 июля 2021 года в России было омрачено новостью об авиакатастрофе. Пассажирский самолет Ан-26, на борту которого находились около 30 человек, потерпел крушение на Камчатке.

   
   

Не вышел на связь

Первые сообщения о чрезвычайном происшествии поступили около 17:00 по местному времени. По данным агентства «Кам 24», пассажирский Ан-26 АО «Камчатское авиационное предприятие» вылетел из аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) в поселок Палана. По пути следования борт не вышел на плановый сеанс связи и в Палане не приземлился. По предварительным данным, на борту находилось 28 человек: 6 членов экипажа и 22 пассажира.

В краевом управлении МЧС сообщили, что к поисковым работам привлечены спасатели региональной поисково-спасательной базы, а также спасатели местного филиала поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Камчатскому краю. Позднее пресс-служба Тихоокеанского флота также сообщила о присоединении к поисковой операции: «Подразделения Войск и сил на Северо-востоке России (ОКВС) присоединились к поискам пропавшего на Камчатке гражданского самолёта Ан-26. С аэродрома Елизово в район предполагаемого падения воздушного судна вылетел противолодочный самолёт Ил-38 Морской авиации Тихоокеанского флота». 

Почти край света

Поселок городского типа Палана, административный центр Корякского округа, расположен на западном побережье Камчатки, на правой надпойменной террасе реки Паланы, в 7 км от места её впадения в Охотское море. Аэропорт поселка находится в 4 км западнее Паланы.

Дорога наземным транспортом от Петропавловска-Камчатского до Паланы имеет протяженность чуть менее 1000 км, поэтому для местных жителей авиация является главным средством связи с внешним миром.

Основанный в XVII веке поселок стал более активно развиваться после того, как 15 октября 1937 года Постановлением № 88 Президиума ВЦИК административный центр Корякского национального округа Камчатской области Дальневосточного края был переведён из Корякской культбазы в село Палана. 

В 1955 году решением № 60 Корякского окрисполкома в Палане был организован лесхоз, который стал отвечать за ведение лесного хозяйства на территории всего округа. В 7 км от Паланы есть пункт рейдовой разгрузки морских судов, находящийся в устье реки Паланы. Портпункт обеспечивает разгрузку судов с топливом, продовольствием и промтоварами из Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Находки и Магадана.

   
   

Лучшие времена Паланы пришлись на конец 1980-х, когда численность населения достигала более 4300 человек. Для поселка, находящегося вдали от основных благ цивилизации, это был весьма внушительный показатель. Сегодня в Палане проживают менее 2900 человек. 

Пассажирская версия военного транспортника

Камчатское авиапредприятие обеспечивает связь краевого центра с удаленными районами: Тигильским, Олюторским, Карагинским, Пенжинским. Основной «рабочей лошадкой» на этих маршрутах являются самолеты Ан-26.

Базовая модель самолета была создана в 1960-е годы как военно-транспортная, но затем появилась гражданская версия Ан-26-100. Потребность в ней возникла из-за того, что ресурс вырабатывали гражданские Ан-24, а полноценной замены им в условиях кризиса 1990-х не было. Так военно-транспортные Ан-26 стали переоборудовать в гражданские.

Несмотря на это, гражданская версия Ан-26 считается вполне надежной, хотя и лишенной удобств.

Пропавший борт был выпущен в 1982 году, прошел все положенные проверки и имел сертификат летной годности, действительный до 30 августа 2021 года.

По данным «Камчатского авиапредприятия», связь с бортом была потеряна во время захода на посадку, примерно в 9 км от аэродрома. 

«Часть фюзеляжа на берегу, часть в воде и прибрежной зоне»

Около 21:00 по местному времени поступила информация об обнаружении обломков лайнера. Данные сведения подтвердил представитель «Камчатского авиапредприятия».

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов заявил: «Предположительно, произошла катастрофа при заходе на второй круг при посадке, была плохая видимость. Сейчас при исследовании места с воздуха обнаружены обломки воздушного судна: часть фюзеляжа на берегу, часть в воде и прибрежной зоне. В настоящее время на место выдвигаются специалисты для обследования места крушения и окончательного заключения. В случае подтверждения неблагоприятного сценария развития событий близким будет оказана вся необходимая помощь».

Правительственная комиссия, которая займется расследованием причин произошедшего, начнет работу на Камчатке 7 июля.

Известно, что среди пассажиров упавшего самолета были глава поселка Палана Ольга Мохирева, начальник мобилизационного отдела администрации Паланы Александр Андрейкин, а также глава финансового управления Ольга Андрейкина. Среди пассажиров в основном были жители Паланы. Также, по разным данным, на борту находились один или два несовершеннолетних.

Следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации начато расследование уголовного дела, возбуждённого по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Проверку также ведет прокуратура. 

В 2012 году в Палане разбился Ан-28. Из 14 человек выжили четверо

Девять лет тому назад Палана уже пережила одну катастрофу рейса 251, связывающего поселок с Петропавловском-Камчатским. 12 сентября 2012 года самолет Ан-28 с бортовым номером RA-28715, принадлежащий Петропавловск-Камчатскому авиапредприятию Камчатского МТУ ВТ ФАВТ, выполнял рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский — Палана. В ходе полета диспетчеры потеряли связь с самолетом. Спустя полтора часа спасательный вертолет обнаружил самолёт на склоне горы Пятибратка на высоте около 200 м в 10 км от аэропорта Палана полностью разрушенным. Погибли 10 из 14 находившихся на борту самолёта человек. Все выжившие были выброшены из хвостовой части самолёта после удара о землю.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, причиной катастрофы явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полета вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению ВС со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров. В крови обоих членов экипажа был обнаружен алкоголь.