Жуткий пожар, случившийся на северо-востоке Москвы, унес жизнь 88-летней женщины. Возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). В поджоге подозревают Наталью (имя изменено), которая, как говорят жильцы, была ранее осуждена по этой же статье — за отравление таблетками своей трехлетней дочки.
Привыкли к крикам
Утро четверга, 14 сентября, в доме № 17 по Северному бульвару начиналось как обычно: кто-то спешил на работу, кто-то видел сны после бессонной ночи. Житель квартиры на третьем этаже Александр принадлежал ко второй категории.
«Меня разбудили женские крики „Аа-ааа“ и звук ломающейся мебели, — рассказывает молодой человек. — Я к этому привык — соседка снизу постоянно ругалась на своего мужа и кидала в него разными вещами. Уже было перевернулся на другой бок, чтобы снова заснуть, как вдруг понял, что темно стало. Я посмотрел на окно, а оно было черным от заволокшего его дыма».
Горела как раз квартира снизу, та, где постоянно ругались. Из ее окон вверх шли всполохи огня. Через пару минут на балконе Александра лопнул стеклопакет, и дым начал проникать в комнату. Александр понял, что нужно бежать. Закрыл влажной тряпкой лицо и попытался открыть входную дверь, горячую на ощупь. Она не поддавалась, как выяснилось потом, от жара отвалился кабель и заблокировал ее. Парню удалось протиснуться в щель. В подъезде было пекло и абсолютная темнота. Он вместе с другими жильцами на ощупь смог выбраться на улицу.
«Девушка из квартиры на четвертом этаже звала на помощь и протягивала в окно своего маленького ребенка, — делятся воспоминаниями жители. — Вячеслав с первого этажа вспрыгнул на козырек подъезда, забрал малышку, потом вытянул ее маму».
Погибшая пыталась спастись
Мастер участка, обслуживающий этот дом, прибыл на место происшествия одновременно с пожарными.
«Огонь полыхал, люди кричали, — вспоминает сотрудник ГБУ „Жилищник“. — По двору металась женщина, одетая только в штаны и лифчик. Она была в неадекватном состоянии, пьяная. Просила пить и завывала. Это и была та самая Наталья из квартиры, где был очаг пожара. У нее обгорела голова. На нее набросились люди, повалили, засунули в машину скорой помощи. Ее увезли в ожоговое отделение».
Муж обгоревшей Михаил П., говорят соседи, в это время стоял возле подъезда неподвижно и равнодушно, покачиваясь, словно в трансе.
Когда огонь потушили, из квартиры на третьем этаже вынесли бездыханное тело пожилой женщины. Она наглоталась дыма. Пенсионерка была парализованная, из дома не выходила. Она жила с родственниками, но в момент возгорания все они были на работе.
«Она пыталась спастись, — с содроганием говорят соседи. — Нашла силы слезть с кровати, доползти до окна и разбить его. Но на большее ее не хватило. Врачи пытались ее реанимировать прямо здесь, во дворе, но их усилия ни к чему не привели».
Как выяснилось чуть позже, пожар возник отнюдь не из-за случайности.
«По данным следствия, утром в результате неосторожного обращения с огнем жительницей дома на Северном бульваре произошло возгорание жилого помещения, — сообщила пресс-служба ГСУ СК РФ по г. Москве. — После ликвидации пожара в соседней квартире обнаружено тело пожилой женщины с признаками отравления продуктами горения. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ („Причинение смерти по неосторожности“)».
«Житья от них нет»
Оказалось, что «постоянно ссорившиеся» супруги в итоге доругались до апогея. По предварительной версии, в разгар конфликта Наталья вдруг облила себя горючей жидкостью и подожгла. Михаилу удалось потушить жену и выскочить вместе с нею из объятой пламенем квартиры.
Как оказалось, это была самая «нехорошая» квартира не только в доме, но и во всем районе.
«Михаил П. и Наталья живут здесь уже полтора десятка лет, — возмущенно делятся соседи. — И все эти годы у нас из-за них житья нет. Во-первых, они постоянно орут в ночное время. Мы регулярно вызывали полицию. Сотрудники приезжали, делали им предупреждения. На недели две, месяц, они утихали. А потом все продолжалось по новой».
Во-вторых, как подозревают жильцы, в этой квартире был наркопритон. Михаил с женой и сами, по-видимому, употребляли запрещенные вещества, считают местные жители.
«К ним ходили вереницей подозрительные личности», — вздыхают соседи.
По их словам, Михаил и Наталья периодически скидывали какие-то пакетики с балкона, их поднимали прохожие. Сидели на лавочке, к ним подсаживался кто-то, и ему тихонько передавали какой-то предмет. Соседи, как утверждают, видели это своими глазами.
Малышка наелась таблеток
Два года назад в этой семье случилась трагедия.
«Умерла их трехлетняя дочка, — качают головами жильцы. — Наелась каких-то таблеток и отравилась. Мы не знаем, какие это были таблетки, может и „те“. Было возбуждено уголовное дело о причинении смерти по неосторожности. Обвинили Наталью. Но ее не судили, а отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Она только недавно вышла».
По словам соседей, после гибели дочки они ходили по дому и раздавали ее вещи. Но то ли никто не брал, то ли не все раздали, но в груде хлама, выкинутого из окон их сгоревшей квартиры, валяются в том числе и детские ползунки с рубашечками, книжки с рисунками. Возможно, как бы ни были невменяемы родители, но они хранили светлую память о своей безвременно ушедшей малышке.
Жильцы говорят, что из этой парочки агрессивной была только супруга. Это она постоянно накидывалась на мужа с руганью и драками. Периодически он не пускал ее домой. Тогда она ломала входную дверь в их квартиру, вырывала звонок.
«Она где-то моталась и приезжала домой в невменяемом состоянии, — рассказывает один из соседей. — Не могла открыть кодовый замок. Орала и билась в дверь головой. Потом еще постоянно „кидала“ таксистов на деньги. Они бегали за ней по всему подъезду, искали. Житья Наталья не давала всем нам».
Жильцы говорят, что Наталья была настолько агрессивной в состоянии опьянения, что бросалась не только на мужа, но и на соседей. А вот Михаил, наоборот, был тихим и безвредным.
Второй подъезд, где случился пожар, сейчас напоминает съемочную площадку фильма ужасов. Стены, пол, потолки — все черное под толстым слоем сажи. Электричество вырублено. Жуткий запах гари. Повсюду стекают потоки грязной воды.
«Все придется отмывать, шпаклевку сдирать, — морщится сотрудник ГБУ „Жилищник“, оглядывая фронт работ. — Стены красить».
«Слава у нас такой!»
В этот момент во дворе остановилась машина, из которой вылез мужчина с бородой. «Это он, дядя Слава, который ребенка с мамой спасал», — подсказывают жильцы.
«Да ничего я такого героического не делал, — быстро направляясь к дому, говорит Вячеслав. — Просто вытащил ребенка и его мать. Там легко это было — по решеткам».
И скрылся в подъезде.
«Слава у нас такой, — с восхищением глядя ему вслед, выдыхают две соседки. — Он переехал сюда около года назад, вроде из Донбасса. И сразу наш подъезд изменился. Благодаря ему мы теперь знаем, как кого зовут».
По словам женщин, Вячеслав живет на первом этаже и каждое утро выходит посидеть на лавочке возле подъезда. Он там курит и пьет кофе. И общается с жильцами. Вечером, перед сном, он повторяет этот ритуал.
«Он смотрит, кто входит в дом, — объясняют соседки. — Стал гонять закладчиков из подъезда и вообще со двора. Раньше дети боялись в подъезд заходить. А теперь намного спокойнее».
По уверениям сотрудников ГБУ «Жилищник», пострадавший подъезд уже через несколько дней лишится всех следов произошедшей здесь катастрофы.