По факту смерти пациентки в одном из столичных салонов красоты Следственный комитет Москвы организовал проверку на месте происшествия. Доклад о ее выполнении потребовал глава СК России Александр Бастрыкин.
«Следователи столичного СК работают на месте происшествия, изучается и изымается служебная и медицинская документация, а также выполняются иные действия, направленные на установление полной картины произошедшего. В ближайшее время будет назначен ряд судебных экспертиз, в том числе медицинская», — сообщили в пресс-службе СК.
Напомним, что 14 января около 12 часов дня в салон красоты на Рубцовской набережной пришла жительница столицы. Предварительно в этот день 40-летняя Мария хотела провести процедуру по похудению: удаление жира из зоны живота и корректировка его полидиоксаноновыми нитями.
За компанию на «быстрое похудение» Мария звала и подруг. Но у приятельниц были дела, и они не смогли попасть в салон в назначенный день. Тогда Мария пошла в клинику одна.
Записана москвичка была к «проверенному» специалисту — косметологу с 18-летним стажем Вере. Когда врач начала делать инъекции, вводить в область живота те самые нити, у пациентки проявилась ужасная аллергия. После первых же проколов тело Марии покрылось сыпью, а ещё через мгновение начался эпилептический приступ.
Оказать помощь косметолог не смогла. Желающая похудеть скончалась прямо в кресле специалиста. Но от чего именно умерла пациентка — от аллергической реакции или непрофессиональных действий врача — сейчас выясняют следователи.
Легла под нож из-за насмешки
Мария решилась на процедуры из-за страха одиночества и возраста. Ее сильно беспокоили шутки по поводу лишнего веса и отсутствия семьи. Женщина в последние годы жила в подмосковном Домодедове, там она снимала комнату.
По профессии Мария педагог, но она подрабатывала в столице продавцом в магазине нижнего белья. Женщина жила одна и грезила о семейном счастье. Мария очень хотела найти своего суженного и родить детей. Но вместо любви в последнее время сталкивалась лишь с насмешками и подколками, которые ее сильно задевали.
В декабре Марии стукнуло 40 лет. Тогда-то она и решилась браться за свой внешний вид. Подколола губы, сделала выразительные скулы. Впереди планировалась блефаропластика — Мария хотела вырезать избыток кожи на веках. Однако с началом нового года решила заняться фигурой. Очень уж хотела подкорректировать талию и ненавистный живот.
Сама клиника в своих соцсетях помимо волшебного похудения предлагает и лазерную эпиляцию, и татуаж, и десятки других косметических процедур. А главное все по акции и с медицинской лицензией. Обещают, что с ними каждый пациент погрузится «в мир красоты и вечной молодости». Видимо, в это поверила и Мария.
Правда отзывы о клинике, напротив, говорят об обратном. Недовольные клиенты безостановочно пишут о том, что в стенах «ухода и красоты» портят внешность клиентов, уходят от ответственности и даже не предоставляют документы о медицинском образовании.
«Специалисты хамы, если их так можно назвать. Несерьёзные, вопросы решают либо через негатив, либо через издевки и насмешки. Выглядит все это как забегаловка. Лучше ходить в качественные места, чем к таким людям, которые отвратительно обращаются с пациентами и услуги оказывают посредственно», — рассказывает о неудачном походе клиентка Анна.
«Мне здесь испортили губы. Делал процедуру мужчина, делал все в ужасной технике. Проколол весь хрящ и из-за этого у меня теперь гель в губах никогда не будет держаться. А будет вытекать в “усы”. Когда пришла к ним после заживления, показала проблему, мне сказали, удалять гель за свои же деньги», — делится своим посещением Александра.
«Это мутная организация. В своих соцсетях они уверяют, что у них есть медицинская лицензия, но при этом нигде не показывают ее в соцсетях. Это наводит на мысли: не все тут чисто. Перехожу по их ссылке для общения с клиникой, задаю вопрос, можно ли получить название их юридической фирмы или номер лицензии. Два дня тишина. Потом решила опять напомнить о себе и получила ответ, мол, приезжайте в клинику и смотрите в уголке потребителя», — пишет в Сети Евгения.
Анамнез и мед образование
А наличие медицинской лицензии и высшего медицинского образования у сотрудников таких салонов красоты — обязательно. Об этом аif.ru рассказала исполнительный директор сети клиник красоты Василина Миронова.
«Когда мы говорим или слышим словосочетание врач-косметолог, то слово “врач” уже подразумевает высшее медицинское образование. Пациент всегда вправе потребовать у врача любой документ, подтверждающий его образование. Это может быть и высшее образование, и курсы, подтверждающие профессиональную квалификацию», — сказала Миронова.
Кстати, случаи гибели пациентов в салонах красоты или в стоматологических клиниках нередки. Например, в апреле 2023 года в салоне красоты Усть-Каменогорска во время процедуры по блефоропластике скончалась местная жительница. Аллергия началась в момент введения анестезии. Ещё одна трагедия произошла в ноябре 2022-го. В одном из салонов красоты Югры пациентка умерла после введения обезболивающего препарата.
И чаще всего виной трагедии — именно аллергия на препараты. Чтобы избежать таких ужасающих последствий сотрудники салонов красоты прежде всего обязаны провести консультацию с пациентом и выяснить есть ли у него непереносимость какого-либо компонента.
«Перед любой процедурой врач обязан собрать у пациента анамнез (сбор сведений о клиенте). То есть проводится опрос по здоровью, касаемо наличия у него каких-либо аллергических реакций или же индивидуальной непереносимости. Самому сдавать анализы до процедуры не надо. Все будет проходить только по назначению врача. Самого анамнеза достаточно, чтобы узнать все о пациенте. Если речь идёт об опытном специалисте с высшим мед образованием, то он будет знать о перекрестных реакциях, о том, как аллергия на продукты влияет на организм, и сможет избежать неприятных ситуаций», — продолжает Василина.
Более того, перед каждой процедурой клиент подписывает ИДС (информированное добровольное согласие) на медицинское вмешательство. Это будет гарантом, но только для врача. Кстати, ещё один важный элемент — наличие аптечки в процедурном кабинете и умение врача ею вовремя воспользоваться.
«Согласно приказу Министерства здравоохранения в любом процедурном кабинете должны быть три основные аптечки: укладка для оказания первичной медико-санитарной помощи, аптечка для экстренной профилактики парентеральных инфекций (для оказания помощи при порезах, уколах или когда есть риск заражения опасными инфекциями). И третья, самая важная аптечка, это укладка при анафилактическом шоке, возникновении аллергических реакций немедленного типа. Всем этим должен уметь пользоваться и косметолог», — добавила Миронова.
«К сожалению, данные истории становятся уже не единичными случаями. И есть уже устойчивая судебная практика. По инцидентам такой категории возбуждают уголовные дела по статье 238 — это оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Лишение свободы за такое деяние предусмотрено до шести лет. В данном случае вообще не имеет значения была ли это аллергия и говорил ли о наличии аллергии пациент, врач, который берет на себя определенные обязательства по выполнению медицинской процедуры, должен максимально изучить своего потенциального клиента с учётом всех возможных рисков. И оказать услугу прежде всего безопасно», — прокомментировал Карабанов.
У погибшей Марии не было семьи. Из родственников осталась лишь пожилая мать. Хоронить девушку решили в родном Волгограде, рядом с могилой отца.