Последние надежды на то, что хотя бы кому-нибудь из членов экипажа индонезийской подводной лодки KRI Nanggala (402) удалось выжить, исчезли. Все 53 человека, находившиеся на борту, погибли.
Обломки на дне
В ходе обследования дна в Балийском море неподалеку от места последнего выхода субмарины на связь она была обнаружена на глубине 850 метров. Первичное обследование, проведенное глубоководным аппаратом, показало, что лодка разломилась на три части.
Ранее в ходе поисковых работ на поверхности воды были обнаружены нефтяные пятна. Затем в воде нашли предметы с субмарины: детали торпедного аппарата, емкость с горюче-смазочными материалами, а также молитвенные коврики членов экипажа. Все это указывало на то, что подводная лодка разрушилась под водой. Командование ВМС Индонезии сменило статус субмарины с «пропавшей» на «погибшую».
Президент Индонезии Джоко Видодо выступил со специальным обращением, в котором заявил, что весь народ страны скорбит в связи с «гибелью патриотов, охранявших суверенитет страны».
Немецкий проект с южнокорейской модернизацией
Подлодка KRI Nanggala 402 была одной из пяти подлодок ВМС Индонезии. Ее строительство началось в конце 1970-х годов в ФРГ. Индонезия заплатила за субмарину около 100 млн долларов. В 1981 году она была включена в состав индонезийских ВМС.
Nanggala относится к проекту 209. Данные подлодки строились в ФРГ на экспорт с 1971 года. Всего они находятся на вооружении 14 стран. Обладающие малошумностью и вооружением, позволяющим бороться как с надводными кораблями, так и с другими подводными лодками, субмарины 209-го проекта используются для прибрежных действий позиционным способом.
За время своей службы Nanggala несколько раз проводила разведывательные операции. В частности, в Индийском океане с апреля по май 1992 года. Затем субмарина вела наблюдение за высадкой сил международного контингента на побережье Восточного Тимора в 1999 году. В 2005 году подлодка получила приказ осуществить разведку у побережья провинции Восточный Калимантан.
В 1989 году подводная лодка прошла ремонт на судоверфях ФРГ. В 2009 году власти Индонезии заключили контракт на модернизацию субмарины с южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). В течение двух лет была заменена верхняя часть подлодки, гидролокатор, радар, системы боевого управления и двигательные установки. Кроме того, субмарина получила новые системы вооружения. Модернизация обошлась Индонезии в 63,7 млн долларов.
Падение вместо погружения
21 апреля 2021 года Nanggala принимала участие в учениях ВМС Индонезии. На ее борту находились 53 человека, включая командира подразделения подводных лодок 2-го командования флота Гарри Сетьявана, который наблюдал за действиями экипажа. Командовал подлодкой подполковник Хери Октавиан. Субмарина находилась примерно в 95 км от Бали, когда запросила разрешение на погружение для проведения учебных пусков торпед. Вскоре после того, как разрешение было дано, с подводной лодкой был потерян контакт.
По заявлению начальника штаба ВМС Индонезии адмирала Юдо Маргоно, нет признаков, указывающих на то, что на борту подводной лодки мог произойти взрыв. Обломки корпуса, находящиеся на дне, свидетельствуют о том, что она подверглась разрушению из-за давления воды в результате превышения максимально допустимой глубины погружения.
Индонезийские военно-морские эксперты утверждают, что погружение подлодки Nanggala было стремительным — фактически она провалилась на глубину. Произойти это могло в результате некой нештатной ситуации, с которой экипаж не имел возможности справиться. По одной из версий, в момент начала погружения субмарина могла быть обесточена, что сделало ее совершенно неуправляемой. В результате она пошла на дно. Моряки могли бы выжить в том случае, если бы глубины в этом районе не превышали возможности подлодки. Но 850 метров стали для них смертным приговором.
«Трешер»: разрушенный давлением
Самой известной жертвой давления воды считается американская АПЛ «Трешер», погибшая 10 апреля 1963 года. Все произошло во время двухдневного похода, в ходе которого предполагалось проверить прочность корпуса лодки на глубине 330–360 метров. После того как «Трешер» достиг глубины в 330 метров, экипаж передал с борта сообщение, из которого можно было сделать вывод, что на лодке нештатная ситуация. Через несколько минут с ней была окончательно потеряна связь. 11 апреля 1963 года командование ВМС США заявило о потере «Трэшера» и гибели всех 129 членов его экипажа.
Впоследствии батискаф «Триест» обнаружил лежащую на дне лодку, распавшуюся на шесть крупных частей в радиусе 300 метров, на глубине 2560 метров. Комиссия по расследованию причин катастрофы, исходя из картины разрушения и других собранных данных, пришла к выводу, что крушение произошло из-за протечки трубопроводной системы «Трешера». Во время погружения на месте одного из швов трубопровода образовалась течь размером с ноготь, которая под глубинным давлением привела к заполнению водой машинного отделения и падению мощности насоса, подающего холодную воду для охлаждения реактора. Капитан попытался продуть цистерны сжатым воздухом и всплыть, однако вода, попавшая на борт, привела к короткому замыканию в электрической цепи и автоматическому аварийному заглушению реактора. Мощности электродвигателя, дублирующего реактор в аварийных ситуациях, в данном случае не хватило. Началось отключение всех систем подводной лодки. После этого неуправляемый «Трешер» ушел на глубину, которую не мог выдержать его прочный корпус. У подводников не было ни единого шанса на спасение.
Первая после «Сан-Хуана»
Гибель KRI Nanggala (402) стала первой подводной катастрофой с ноября 2017 года, когда погибла аргентинская субмарина ARA San Juan (S-42). 16 ноября 2017 года «Сан-Хуан» перестал выходить на связь примерно в 1400 километрах от Буэнос-Айреса. Во время последнего сеанса связи командир подлодки доложил о проблемах, связанных с коротким замыканием в системе электропитания субмарины. 1 декабря 2017 года руководство Аргентины приняло решение прекратить спасательную операцию, признав экипаж погибшим.
Обнаружить «Сан-Хуан» удалось 17 ноября 2018 года на глубине более 800 метров поблизости от полуострова Вальдес на атлантическом побережье Аргентины. Причиной гибели подлодки стал взрыв. По версии командования ВМС Аргентины, подлодка пострадала от попадания воды в аккумуляторные баки, что вызвало короткое замыкание, а затем спровоцировало взрыв.
Индонезийскую и аргентинскую подлодки объединяет то, что обе они были построены на верфях ФРГ. Немецкие кораблестроители в 1970-1980-х годах активно выполняли заказы различных стран на производство субмарин.