Елена Плотникова, «АиФ»: Юрий Михайлович, по данным СМИ пилот разбившегося ТУ-154 сам посадил самолет на воду. Это реально осуществить?
— А что могло случиться с самолетом, раз потребовалась такое приземление?
— Самолет вышел за критический угол атаки и вошел во второй режим, а самолет во втором режиме не летит горизонтально — он только идет со снижением. Выйти из этого второго режима Ту-154 уже не может. Причин я не знаю. О них можно говорить только после полной расшифровки черных ящиков. Могло быть все что угодно: была ли центровка слишком задняя, не хватило рулей, убраны ли были шасси, синхронно или нет убирались закрылки, переложился ли стабилизатор. Но то, что пилот пытался приводнить самолёт на воду, говорит о многом.
— О чем?
— О том, что экипаж был в сознании, экипаж был работоспособен, он понимал ситуацию, в которую он уже вошел, и до последнего пытался самолет приводнить. Это была не посадка, а управляемое падение. Экипаж был готов бороться до последней секунды за свою жизнь и за жизнь пассажиров.
— А за считанные минуты можно посадить самолет на воду?
— Можно. Если бы он был в состоянии лететь, он сделал бы стандартный разворот, зашел бы на полосу и сел в Сочи. Экипаж держал самолет от крена.
— А возможно ли снижать скорость, ведь по сути самолет просто летел в воду?
— Нет, невозможно. Хвост был ниже центра тяжести, он был в падении. Очевидцы говорят, что самолет приземлялся хвостом. Это о чем говорит? Что у него был очень большой угол. Самолет был за критическим углом, он вытащил его на угол больше 21 градуса и вошел во второй режим. И дальше самолет не может лететь. Он идет только со снижением. И вот это снижение было управляемым. При правильном приводнении он еще остается на поверхности, пока через щели и разные клапаны вода не проникнет и не затопит самолет. И в это время у пассажиров был бы шанс покинуть самолет через люки.