В Москве задержали ловкого карманника. Им оказался 61-летний дедуля — божий одуванчик, который буквально за секунду смог вытащить смартфон из кармана 17-летней девушки.
Одной левой
На кадрах, опубликованных столичной прокуратурой в соцсетях, видно, как злоумышленник и его жертва едут в автобусе. Зайдя в салон, мужчина проходит в хвост авто, а попутно филигранно выдергивает телефон из кармана пуховика юной особы. Для махинации ему не потребовалось даже отвлекать внимание девушки. Пенсионер просто за секунду просунул руку в карман и забрал желаемое. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества.
По пути к дому девушка заметила пропажу и сразу же рассказала об этом маме, которая и обратилась в полицию. После оставленного заявления правоохранители отсмотрели камеры, установленные в салоне, и задержали «волшебника»-пенсионера с хитрым лицом и ловкими пальцами. Когда-то таких, как он, называли щипачами. Как оказалось, пенсионер был рецидивистом. Он на протяжении всей своей жизни, можно сказать, «профессионально» занимался карманными кражами. К моменту поимки воришка уже успел продать гаджет и потратить вырученные деньги.
От торговых рядов до Хитровки
В ленте новостей сегодня крайне редко можно встретить истории про карманников. С каждым годом благодаря развитию системы безопасности в городе таких воришек становится все меньше и меньше. Но в начале нулевых Москва была самым лакомым куском для таких преступников.
Если говорить об истории появления карманников, то в Москве они появились ещё в 17-18 веках. Об этом подробно рассказывает литература того времени. Большая часть воришек обитала в особо людных местах, а именно в районе Китай-города, в торговых рядах, где ныне располагается ГУМ. Воровали в основном платки, деньги, часы и табакерки.
Кроме того, орудовали карманники и на мостах, особенно на Всесвятском Каменном — ныне это Большой Каменный мост около Красной площади. Когда-то они были крытыми, и вместо обычных пешеходных дорожек там располагались десятки торговых лавок.
Ближе к 19-му веку история поменялась. Например, Гиляровский писал, что все сливки воровского сообщества обитали в знаменитой Хитровке со своими ночлежками и воровали на одноименном рынке.
«Дома Хитровки, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Ярошенко и Кулакова. В доме Румянцева были два трактира — „Пересыльный“ и „Сибирь“, а в доме Ярошенко — „Каторга“. В „Пересыльном“ собирались бездомники, нищие и барышники, в „Сибири“ — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была „Каторга“ — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых», — писал Владимир Гиляровский в книге «Москва и Москвичи».
Рассвет щипачей
В советское время и нулевые карманники достигли пика своего профессионализма. Ежедневно каждый четвертый житель в Москве становился жертвой ловких рук щипачей. Такие масштабы говорят о том, что в городе орудовала многотысячная армия профессионально обученных воришек. Их даже стали разделять по кастам. Например, так называемые «марвихеры» считались элитой, экстра-классом среди воров-карманников. Они отличались особой изысканностью махинаций и интересовались только лопатниками (кошельками) самых богатых граждан, а именно бизнесменов или иностранцев. Марвихеры орудовали в торговых центрах, на светских тусовках, в ресторанах и даже на похоронах. Так их доход порой достигал десятков тысяч долларов в месяц.
Ещё одну категорию в иерархии воров занимали «трясуны». Они обезналичивали жертв во время давки в общественном транспорте. Кроме того, существовали и «рыбаки», которые вылавливали кошельки с помощью лески и крючка. Глухонемые карманники махали руками перед лицом своей жертвы, «случайно» выбивая бумажник из внутреннего кармана. Кстати, они были самые опасные воришки. У них обычно низкий болевой порог, и в случае форс-мажора такие карманники могли напасть на свою жертву.
Интересно, что с развитием воровства в России даже стали появляться специальные школы карманников. Самая известная находилась в Нижнем Новгороде. Навыки там передавали из поколения в поколение, хотя порой они помогали не всем. Мало «науки», надо было еще получить от природы особую нервную систему и артистичность, склад плеч и пальцев, особую гибкость и точную реакцию.
«Я не верю, что карманники полностью исчезнут! Потому что всегда найдётся подходящая жертва и тот, кто захочет её тайно лишить какого-то „плохо лежащего“ имущества», — считает Багатурия.