Пассажирский самолет L-410 при повторном заходе на посадку совершил жесткую посадку рядом с селом Казачинское, расположенном в Иркутской области. На борту было 14 пассажиров и два члена экипажа. В результате крушения погибло четыре человека. Лайнер принадлежал авиакомпании «Сибирская легкая авиация» («СиЛА»). По данным на конец 2020 года, в парке авиакомпании насчитывалось шесть таких самолетов.
Что представляет собой L-410?
L-410 Turbolet — двухвинтовой самолет, разработанный в конце 1960-х годов чехословацким предприятием Let Kunovice (ныне — чешский завод Aircraft Industries). Лайнер предназначен для местных авиалиний и пригоден для эксплуатации на грунтовых, травяных и снежных площадках, на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 году.
На лайнере установлены двигатели М601 и H80 компании GE Aviation Czech (бывшее чешское моторостроительное предприятие Walter, приобретенное в 2008 году американской компанией GE Aviation — подразделением корпорации General Electric).
С 1969 года было построено 1104 различных модификаций (больше всего — L-410 UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. В 1990-х спрос на эти самолеты и темпы их производства снизился более чем в десять раз.
К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 L-410. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолетов.
В 2008 году 51% акций Let Kunovice (Aircraft Industries) выкупило российское общество «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). В 2013 году УГМК приобрела оставшиеся 49% акций компании. С 2018 года сборка L-410 в России ведется на базе Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге. 2 июля 2021 года завод выпустил несколько версий самолета L-410 для эксплуатации в экстремальных условиях, в том числе с лыжами для посадки на снега в Арктике.
Сколько пассажиров может перевозить L-410?
L-410 способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Самолет отличает массивная и прочная конструкция и способность эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях в диапазоне температур от —50°C до +50°C. Совершать посадку и взлет лайнер может на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах.
Какие существуют модифкации самолета?
У L-410 есть несколько модификаций:
- стандартный пассажирский вариант для 19 пассажиров (с возможностью расширения багажного отделения), имеются переднее (для 100 кг груза) и заднее (для 150 кг груза) багажные отделения, доступные из пассажирской кабины;
- санитарный вариант: самолет оборудован шестью носилками с крепежными поясами, имеется откидной столик и сиденье для врача и двух сопровождающих лиц;
- скорая медицинская помощь: в распоряжении профессиональное медицинское оборудование, в том числе операционный стол, баллоны с кислородом, лампы и т. д., места для хранения медицинского инвентаря, сиденье для врача, медицинского персонала и сопровождающего лица;
- грузовой вариант: предоставляет возможность перевозки до 1700 кг груза;
- парашютный вариант: с откидными сиденьями и ремнями безопасности для 18 парашютистов, широкими, специально доработанными подъемными дверьми, внешней площадкой для фотографа и световой сигнализацией.
Наиболее современная модификация — L-410 NG (выпускается с 2018 года). От базовой модели новинка отличается улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. Лайнер способен перевезти до 19 пассажиров или 2 300 кг груза на расстояние до 2 750 км.
Летно-технические характеристики L-410
Размах крыльев — 19,98 м
Длина — 14,42 м
Высота — 5,97 м
Максимальная взлетная масса — 6 600 кг
Максимальная посадочная масса — 6 400 кг
Максимальная масса без топлива — 6 000 кг
Максимальная полезная нагрузка — 1 800 кг
Максимальная крейсерская скорость — 405 км/ч
Максимальная дальность полета (ISA, запас на 45 мин.) — 1500 км
Крейсерская высота — 4 200 м
Максимальная рабочая высота — 6 096 м
Экипаж — 2 пилота
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
С конца 1991 года по настоящее время на территории РФ произошло не менее семи крушений воздушных судов этого типа. Последняя до сегодняшнего дня катастрофа L-410 в России произошла 19 июня 2021 года. Самолет Let L-410 Turbolet ДОСААФ России потерпел крушение в района аэродрома Танай (Кемерово). Воздушное судно выполняло тренировочный полет со спортсменами-парашютистами.
Всего за время эксплуатации были потеряны не менее 119 машин этого типа, в более чем 100 катастрофах погибли свыше 480 человек.