Чрезвычайное происшествие произошло в городе Свободном Амурской области 9 октября. Около 10 часов утра по местному времени произошло обрушение автомобильного моста через железную дорогу, который соединяет две части города.
Чудом обошлось без жертв
Момент обрушения был зафиксирован видеокамерой. На записи видно, что всего за несколько секунд до катастрофы под мостом прошел грузовой состав. Затем в кадре появляется большегрузный самосвал, под которым рушатся два пролета виадука. В кадр попали два пешехода. Один из них следовал по мосту, второй проходил по железнодорожным путям в непосредственной близости от места обрушения. По счастливой случайности оба не пострадали. Водителя самосвала из зоны бедствия эвакуировали спасатели. По сообщению медиков, он получил открытый перелом голени, ушиб грудной клетки. Кроме того, у него раздроблена стопа.
Издание «Амурская правда» приводит слова Арсена Кспояна, который сообщил, что пострадавший водитель является его племянником. «Я выступаю как физическое лицо, самосвал мой. Это мой племянник сел за руль, загрузил ПГС и повез для своих нужд на Луговую», — заявил мужчина. По словам Арсена Кспояна, его родственник три-четыре месяца назад приехал в Амурскую область из Еревана погостить и подработать.
Аварийные работы возглавил лично губернатор
В связи с обрушением моста в Амурской области введен региональный режим ЧС. На место ЧП прибыл губернатор Амурской области Василий Орлов, который уже заявил, что Свободному будут выделены средства для восстановительных работ. На месте происшествия работают пожарные и спасательные подразделения Свободного, оперативные группы администрации и пожарно-спасательного гарнизона города, сотрудники транспортной прокуратуры, полиции.
Ситуация крайне непростая. Мост рухнул на пути Забайкальской железной дороги, являющейся частью Транссиба. В связи с этим поставлена задача в кратчайшие сроки убрать обрушившиеся конструкции, дабы восстановить движение поездов. В настоящее время известно, что ЧП привело к задержке трех пассажирских поездов. Речь идет о поездах № 326 сообщением Нерюнгри — Хабаровск, № 1 сообщением Владивосток — Москва и № 81 сообщением Благовещенск — Тында.
«Людей сколько живет... Как им на работу добираться?»
Кроме того, сами жители Свободного оказались лишены возможности перемещения по городу, две части которого связывал между собой рухнувший мост.
Существует еще и объездная дорога, но она, по словам местных жителей, находится в ужасном состоянии. «Амурская служба новостей» приводит слова жителя Свободного по имени Евгений: «Проехать там можно разве что на джипе или грузовике, а ведь за линией находится и больница городская, и детская поликлиника. Да и людей сколько живет... Как им на работу добираться?»
Сейчас власти принимают экстренные меры для приведения объездной дороги в порядок. По информации пресс-службы администрации Свободного, для обеспечения доступности залинейной части города на объездные пути по распоряжению и. о. главы города Владимира Константинова выделено 500 тонн песка. Будет осуществлена их подсыпка и грейдирование. Для проведения этих работ выделены 10 самосвалов, 4 грейдера и 2 погрузчика. И. о. главы города Владимир Константинов пообещал, что уже завтра, 10 октября, дорога будет представлена для оценки экспертов ГИБДД, после чего должно возобновиться полноценное транспортное сообщение двух частей города.
От ГУЛАГА до расцвета 1980-х
Город Свободный был основан в 1912 году на правом берегу реки Зея в ходе строительства Амурской железной дороги. Закладка города состоялась 30 июля, в день рождения цесаревича Алексея, в связи с чем город и получил свое первоначальное имя: Алексеевск. В апреле 1917 городское самоуправление переименовало Алексеевск в Свободный, Временное правительство России утвердило название 3 июля. В 1930-х —1940-х годах Свободный поочередно был центром администрации Бамлага, Амурлага и Свободлага, входивших в систему ГУЛАГа Народного комиссариата внутренних дел СССР.
Расцвет Свободного пришелся на 1970-е — начало 1980-х годов, когда город стал вторым по значению промышленным центром Амурской области после Благовещенска. B 1983 годy был пocтpoeн новый жeлезнодopoжный вокзал, являющийся oдним из лучшиx пo вceй Зaбaйкальской жeлезной дopoгe.
К концу 1980-х годов население Свободного превысило отметку в 80 000 человек. Промышленная продукция предприятий города шла по всему Дальнему Востоку, Сибири, Уралу и на экспорт: в Японию, Китай, Монголию и другие страны мира.
Большой кризис и новая надежда: Свободный должна спасти «Сила Сибири»
Принятый в 1980 году амбициозный план развития Свободного предполагал новый качественный рывок к 2000 году. Однако распад СССР и глубокий экономический кризис 1990-х привел к остановке городских предприятий и резкому сокращению численности населения. По данным на начало 2018 года, в Свободном проживало менее 54 000 человек.
Распоряжением правительства России от 29 июня 2014 года Свободный был включён в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), попав в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением.
А чуть позже началась реализация масштабного проекта, который напрямую касается города. В октябре 2015 года в 15 км от Свободного началось строительство Амурского газоперерабатывающего завода, в составе которого будет крупнейший в мире комплекс по производству гелия. Мощность гaзопepepaбaтывающегo завода составит до 49 миллиардов кубометров газа в год, мощность гелиевого комплекса — до 60 миллионов кубометров в год. Пpeдполагaeтся, чтo eгo запycк дacт 5 000 новыx paбочиx мecт, из ниx 1 500 — инженepнo-тexничecкиe cпециалисты, 3 500 — paбочиe.
В едином технологическом комплексе с Амурским ГПЗ предусмотрено создание Амурского газохимического комплекса (ГХК).
Оба этих предприятия станут компонентами строящегося магистрального газопровода «Сила Сибири».
В июне 2017 года постановлением правительства РФ на территориях муниципальных образований Свободненский район, город Свободный и город Сковородино создана одна из предусмотренных в России территорий опережающего развития: ТОР «Свободный».
Старт заливке фундамента под возведение комплекса Амурского ГПЗ в августе 2017 года дал лично президент России Владимир Путин.
Мост рухнул из-за большегрузов?
Следственное управление СКР по Амурской области сообщает, что по факту частичного обрушения автомобильного моста возбуждено дело по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса РФ («Халатность»). В рамках предварительного следствия будет дана оценка действиям или бездействию должностных лиц администрации города Свободного, не обеспечивших безопасную эксплуатацию путепровода. Известно, что обрушившийся виадук был построен в 1982 году, в период расцвета Свободного. Сейчас планируется его полный демонтаж.
По какой причине мост рухнул, предстоит выяснить следователям. По предварительной версии, обрушение могло быть вызвано движением большегрузного транспорта, на который мост изначально не был рассчитан.
Глава Амурской области Василий Орлов на заседании местного правительства отдал распоряжение провести проверку всех путепроводов в регионе, дабы не допустить повторения ЧП. Кроме того, поручено усилить контроль за соблюдением большегрузным транспортом ограничений по массе при движении по улицам и мостам. Как сообщает пресс-служба правительства Амурской области, губернатор намерен во время командировки в Москву поднять вопрос о восстановлении путепровода в Свободном.
И в самом деле, городу с большими перспективами негоже оставаться без нормального транспортного сообщения.