Ситуация с экскурсионным батискафом, отправившимся в погружение к затонувшему «Титанику», и пропавшем со всех радаров, становится все более драматичной. И российские, и западные эксперты сходятся во мнениях: произошло что-то очень нехорошее, и шансы на спасение людей стремительно тают. Информация о том, что кто-то из членов команды вышел на связь, позже оказалась фейком.
Устроившая поездку компания зарабатывала огромные деньги
Напомним: американская компания три года назад запустила аттракцион для богатых и искушенных — за сумму, эквивалентную 21 миллиону рублей (250 тыс. долл.), можно было купить билет на экзотическую экскурсию, погружение на дно океана и осмотр останков легендарного «Титаника». По сообщениям западных СМИ, очередь на путешествие в батискафе была расписана на несколько лет вперед. А за те три года, что компания проводит подобные туры, цена выросла в два раза (на старте отправиться на дно океана можно было «всего» за 125 тыс. долл.).
Как рассказал aif.ru в интервью российский ученый, руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич, это дело было именно бизнесом, нацеленным на максимальную прибыль.
«Сложно говорить о безопасности пропавшего аппарата, — уверен ученый. — Он нигде не проходил освидетельствование. Компанией-перевозчиком руководит алчность. Они запрашивают 250 тысяч долларов с человека. Здесь нет ничего общего с научной деятельностью. Они просто зарабатывают деньги, даже не понимая, что делают».
Как проходят такие погружения
О том, как проходят такие «трипы» для олигархов, изданию Saltwire рассказал миллионер Билл Прайс, уже погружавшийся на «Титане» к «Титанику».
«Отправной точкой был Сент-Джонс (город в Канаде, столица Ньюфаундленда, крайний порт на острове в сторону северной части Атлантического океана). “Титаник” находится примерно в 400 милях от побережья Сент-Джонса, поэтому мы сели на большой корабль и путешествовали всю ночь и весь следующий день, чтобы добраться точно до места крушения посреди Северной части Атлантического океана. Нам много рассказывали о чудесных передовых технологиях, об углеродном волокне и титане, которые были использованы при создании подводного аппарата “Титан”», — говорит Прайс.
«В открытом океане мы пересели с большого корабля на надувную лодку с ребристым корпусом — подпрыгивая на волнах, она отвезла нас к погружной станции “Титана”», — вспоминает путешественник. По его словам, батискаф проходит настолько близко к корпусу «Титаника», что можно разглядеть мебель, увидеть, как сильно заржавели металлические предметы. «Когда мы пролетали над каютой капитана, можно было разглядеть что-то похожее на очертания ванны», — уверяет он.
По его словам, батискаф делает несколько погружений, по паре часов каждое. Он поднимается к стартовой платформе, проходит разгерметизацию, дает возможность присутствующим перекусить и провести «разбор полетов», а затем погружается вновь.
Это описание процесса и есть повод думать, что случилось страшное: погрузившись в воскресенье, команда так и не всплыла ни разу до вторника (в 16.00 по московскому времени в Ньюфаундленде 11.00 утра). Это не предусмотрено процессом. Быть такого не должно. Но всплытия батискафа не зафиксировала ни одна из воздушных или морских служб, отправленных на поиски по тревоге. Также не подает сигналов корабль, связывающийся с «большой землей» по межспутниковой связи «Скайлинк», известной своей надежностью.
«Остается молиться», говорят члены их семей
Родные находящихся на батискафе людей в панике. Их семьи просят всех молиться и сделать все возможное для спасения. На пропавшем в водах Атлантики подводном корабле были:
- один из самых богатых людей Пакистана, 48-летний Шахзада Давуд (его семья владеет производящей удобрения компанией Dawood Hercules Corporation);
- 19-летний сын пакистанского миллиардера — Сулейман Давуд;
- британский миллиардер Хамиш Хардинг, основатель компании Action Group;
- основатель компании OceanGate Expeditions, устроившей это путешествие по 250 000 долларов «с носа» — предприниматель Стоктон Раш;
- управлял батискафом француз Поль-Анри Наргеоле, многократно погружавшийся на дно океана в этом и других кораблях.
Гидронавт, кандидат технических наук, контр-адмирал Всеволод Хмыров считает, что даже малейшее нарушение связи ставит под угрозу жизни всех собравшихся в батискафе: если теряется сигнал у «материнского корабля» и шаттла «Титан», то найти его иными способами практически невозможно: он настолько маленький в масштабе океана.
Фактически это может выглядеть так: пять невозможно богатых людей дрейфуют в некоем подобии консервной банки (очень дорогой консервной банки!) по глади Атлантического океана без каких-либо возможностей управлять судном, подать сигнал на берег или сделать что-либо еще. Они не могут разгерметизировать корабль, потому что иначе он моментально затонет. Но и находиться там могут всего еще два дня: по истечении этого времени они умрут от удушья, так как кончится кислород в баллонах.
У подводных аппаратов «Титан» нет возможности ориентироваться под водой. Вместо этого они полагаются на текстовые сообщения с материнского корабля, указывающие им, куда идти. Именно этой связи лишился «Титан», — объясняют представители компании. А западный эксперт Райан Рамзи в интервью «Дейли Мейл» считает, что все пятеро могли погибнуть от гипотермии — слишком низкой температуры. Если батискаф без связи всплыл, он не способен долгое время поддерживать комфортную для человека атмосферу. Скорее всего, уже в течение пары часов в салоне станет дико холодно.
Не менее жуткие и другие версии утраты батискафа: он мог налететь на риф и остаться погребенным на дне океана рядом со своим легендарным «тезкой» — лайнером «Титаник». А мог запутаться в стремительно ветшающей обшивке корабля. При этом за рулем был крайне опытный капитан, многократно спускавшийся на дно Атлантики. Но, как сходятся во мнениях эксперты, в данном случае его умения могли разбиться о технические несовершенства.