На Камчатке продолжаются поисково-спасательные работы на месте катастрофы вертолета с туристами, которая произошла утром 12 августа. К сожалению, шансы на то, что количество выживших увеличится, приближаются к нулю.
«Водолазы МЧС не могут работать на такой глубине»
Сухой язык официальных сообщений трактует случившееся как жесткую посадку на Курильское озеро. Но те, кто пережил катастрофу, говорят просто — вертолет неожиданно упал в воду.
Ми-8 должен был доставить к месту экскурсии группу туристов из Москвы и Петербурга. Сотрудники Кроноцкого заповедника стали свидетелями ЧП, и они же первыми пришли на помощь.
Сейчас вертолет лежит на большой глубине, куда оснащенные обычными аквалангами местные специалисты МЧС погрузиться не могут.
«Обломки вертолета находятся на удалении примерно 800 метров от берега и на глубине более 130 метров. Водолазы МЧС не могут работать на такой глубине. Поэтому сейчас мы обратились к министерству обороны за содействием. Военные подтвердили направление подводных роботизированных аппаратов, которые могут помочь в поисках обломков и пропавших. Роботы будут обследовать дно Курильского озера в районе авиакатастрофы. Поисковые работы продолжаются. На месте остались 15 спасателей МЧС, включая 6 водолазов, развернут полевой лагерь. Следственные органы в настоящее время устанавливают возможные версии и обстоятельства произошедшего», — сообщил губернатор края Владимир Солодов.
«Рядом со мной сидел мальчишка, сын моего друга»
Восьмерым выжившим оказывают всю необходимую помощь. Двое пострадавших помещены в реанимацию, однако опасений за их жизни у медиков на данный момент нет.
Николай Корженевский, бывший ведущий программы «Экономика. Курс дня» на телеканале «Россия 24», стипендиат Оксфордского фонда, один из ведущих в России специалистов по биржевой торговле, оказался в числе счастливчиков. На своей странице в Facebook он написал: «Друзья, я в полном порядке. Мне очень повезло».
Питерский бизнес-тренер Виктор Стрелкин, приехавший на Камчатку в качестве туриста и оказавшийся одним из пассажиров злосчастного рейса, рассказал о том, что происходило в момент катастрофы.
«Сегодня у нас по плану была вертолетная экскурсия, — говорит Стрелкин в видеоролике, размещенном на сайте правительства Камчатского края, — Я просто спал, потому что видимость была никакая. Я понял, что что-то произошло, когда вода ударила мне потоком в лицо… Об этом трудно говорить… Рядом со мной сидел мальчишка, сын моего друга… Если бы я был не сонный, я бы хотя бы успел снять с него ремень, дальше уж как бы получилось. А тут, к сожалению… Я отстегнул у себя, и меня подняло наверх, сверху был кусок воздуха небольшой, я успел вдохнуть, и это все сразу заполнилось водой… Я сидел на первом ряду, и дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, там был свет, и остатки, видимо воздуха, меня туда чуть-чуть подтолкнуло… Я сделал два гребка, стекло, видимо, было разбито, и стал подниматься. По моим ощущениям, около 8-9 метров глубина была».
Выбраться на поверхность оказалось только половиной дела — добраться до берега самостоятельно люди не могли.
«Вода холодная, сверху очень низкий туман, — рассказал житель Петербурга, — Видимость метро двадцать… Много уже всплывших, они кричат о помощи… Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять… Если бы не люди, стоявшие на берегу... фактически через пять минут подошли две лодки… Еще бы пять минут, и люди бы начали тонуть. Не удержаться было там на воде. Меня достали из воды первым, потом подняли Настю, гида. Потом к нам прибило второго пилота и механика. Второй пилот смог выбраться сам, а механик был очень сильно поломан… А дальше подвезли, укутали, чай, грелки… Все что можно обеспечили».
«Выплывал я секунд 30-40. Очень много делал гребков. Это было уже довольно глубоко»
Еще один выживший, москвич Георгий Кованцев, поделился пережитым с проектом Baza: «У нас была группа двойная, из двух частей. Шесть москвичей, шесть жителей Петербурга. Мы приехали централизованно, в составе группы. Разными путями. Но смысл в том, что жили на одной базе все. Там маршрут был большой. Это была промежуточная остановка. Мы должны были там погулять, а потом взлететь еще куда-то… Никто не сообщал, потому что все было штатно, оборудование работало в полном объеме. Началось снижение для посадки сквозь облако тумана… И в конце концов оно кончилось ударом об воду. После чего пошел крен на нос, и мгновенно затопило борт».
По словам мужчины, он увидел небольшую щель в задней рампе. Турист просунул туда ладонь, а затем рампа раскрылась при помощи воды, и люди смогли выбраться из тонущего вертолета.
«Выплывал я секунд 30-40. Очень много делал гребков. Это было уже довольно глубоко. Возня с дверью так и произошла долго. За это время он очень быстро шел ко дну», — рассказал Кованцев.
Инспекторы заповедника пришли на помощь пассажирам через 5 минут. Опоздай они хоть немного, и не выжил бы никто
Портал «Кам 24» приводит рассказ одного из участников спасательной операции, участкового государственного инспектора ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Евгения Денгеса: «В 9:25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. Мы услышали шум вертолёта, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок — вертолёт ударился о воду. Мы тут же спустили на воду два катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было 8 человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили».
По сути именно благодаря молниеносной реакции Евгения Денгеса и трех его коллег, те, кто выбрался из тонущего вертолета, сумели выжить.
Поисковая операция будет приостановлена в связи с наступлением темного времени суток. Главную роль в дальнейших работах, вероятно, предстоит сыграть военным водолазам, подготовленным и оснащенным для ведения поиска на больших глубинах.
Расследование ЧП на Камчатке взято под контроль Генпрокуратурой РФ.