В трагедии на «Нерпе» виноват не ЛОХ, а моряки?

   
   
Продолжается расследование причин аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) в Японском море. Напомним, 8 ноября на новой атомной подводной лодке, еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате аварии погибли 20 человек, из них трое военнослужащих, 17 гражданских. В результате инцидента пострадал 21 человек, сейчас они находятся в госпитале. Подлодка своим ходом прибыла на базу.
Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ России сказал РИА Новости, что атомная подлодка «Нерпа» находилась на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки.
«Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия», - сказал источник. «Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда ощутили, было уже поздно», - добавил он. Обычно при срабатывании системы пожаротушения поступает сигнал тревоги, так называемый ревун, который предупреждает экипаж об опасности поступления газа.
Отметим, что в момент ЧП на борту лодки были флотский экипаж и большая группа представителей завода-изготовителя из Комсомольска-на-Амуре - всего более 200 человек. В носовых отсеках шедшей в подводном положении субмарины сработала химическая система пожаротушения. Люди не успели воспользоваться портативными дыхательными аппаратами и получили сильные отравления фреоном.
Для борьбы с огнем на подлодках российского флота (да и не только у нас) применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических, пояснил источник, близкий к санкт-петербургскому КБ «Малахит», где проектировались многоцелевые подлодки.
Первая из двух систем представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом (по команде или самостоятельно) при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля.
На тот случай, когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия предельно прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым «душить» огонь.
По информации из одного из источников, система ЛОХ уже не первый раз подводит подводников. Между тем совсем иные данные привел вчера на пресс-конференции губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. По его словам, на субмарине была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. "По данным расследования, вмешательства человека в систему не обнаружено", - подчеркнул глава региона. При этом Виктор Ишаев особо отметил, что автоматизированная система пожаротушения, сработавшая на «Нерпе», ранее нигде не применялась. Отдельно губернатор указал, что трагический инцидент на К-152 не должен отразиться на репутации Амурского судостроительного завода, так как систему устанавливали некие контрагенты завода.
Авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках подобного типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.
По его словам, эти лодки большого водоизмещения - более восьми тысяч тонн, а экипаж всего около 70 человек. «На лодках военно-морских сил США подобного типа экипаж в два раза больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику», - сказал Илларионов.
По его мнению, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, так как на АПЛ находилось очень много гражданских лиц.
Справка:
Атомная подводная лодка «Нерпа» (К-152, проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров. Амурский судостроительный завод начал работать в 1936 году. За 72 года здесь было построено 270 судов и кораблей, в том числе 56 атомных подводных лодок.

Смотрите также: