Корейский пилотаж. В катастрофе «Боинга» в Сан-Франциско виноват лётчик?

Фото: Reuters

Жёсткая посадка «Боинга-777» в аэропорту Сан-Франциско, в результате которой два человека погибли и более 180 получили ранения, продолжает обрастать всё новыми и новыми подробностями.

   
   

Первая посадка «комом»

Официальные лица пока воздерживаются от оглашения возможных причин происшедшего, однако всё больше фактов указывает на то, что вина за катастрофу может быть возложена на экипаж.

Напомним, 6 июля в аэропорту Сан-Франциско совершил жёсткую посадку лайнер южнокорейской компании Asiana Airlines. Самолёт ударился брюхом об полосу, от удара оторвало хвост, лайнер протащило несколько десятков метров, после чего начался пожар. Большая часть пассажиров успела самостоятельно покинуть салон по спасательным трапам, а сам самолёт сильно пострадал от огня.

8 июля официальные представители авиакомпании Asiana Airlines обнародовали информацию о пилотах, управлявших «Боингом-777». Как выяснилось, первый пилот, несмотря на то, что работает в компании с 1996 года и имеет общий налет свыше 10 000 часов, непосредственно на «Боинге-777» налетал всего 43 часа. Более того, посадка в Сан-Франциско стала для лётчика первой, которую он самостоятельно совершал на «Боинге-777». При этом в компании подчеркнули, что второй пилот имел большой опыт полётов на данном типе лайнеров.

Сама по себе обнародованная информация ещё не свидетельствует о вине экипажа, однако с учётом данных об исправности двигателей самолёта делает «человеческий фактор» приоритетной версией.

Известно также, что в аэропорту Сан-Франциско для профилактических работ была отключена наземная система корректировки глиссады Glide Path.

   
   

О том, что система отключена, экипаж «Боинга» был извещён заранее. Как считают специалисты в области авиации, само по себе отключение этой вспомогательной системы, тем более в условиях хорошей погоды и отличной видимости, не могло стать причиной крушения. Опытные пилоты уверенно сажают самолёты без помощи Glide Path, однако эксперты признают, что многие современные лётчики настолько привыкают к помощи данной системы, что в её отсутствие начинают чувствовать себя неуверенно.

О неуверенности и некоторой растерянности пилотов говорят и первые данные расшифровки бортовых самописцев, обнародованные Национальным комитетом безопасности на транспорте США. Согласно им, лайнер заходил на посадку на слишком низкой скорости, а пилот за 1,5 секунды до столкновения с землёй пытался прервать посадку и уйти на второй круг.

Помимо пилотов, серьёзные вопросы возникли и к действиям спасательных служб аэропорта Сан-Франциско. Как сообщалось ранее, жертвами катастрофы стали две молодые китаянки. Но представители правоохранительных органов заявили, что характер повреждений на теле одной из жертв позволяет предположить, что на неё наехала автомашина одной из экстренных служб аэропорта. Точно установить, так это или нет, сможет дополнительная экспертиза.

Бесплатная путёвка на Север

ЧП в Сан-Франциско — далеко не первое громкое авиационное происшествие, в котором фигурируют «Боинги» южнокорейских авиакомпаний, и в качестве причины которого называется ошибка пилотов.

В Советском Союзе выражение «южнокорейский „Боинг“» и вовсе на протяжении многих лет вызывало крайне негативные ассоциации.

20 апреля 1978 года самолёт «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который выполнял рейс 902 по маршруту Париж — Сеул с посадкой в Анкоридже, с 97 пассажирами и 12 членами экипажа вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова.

Самолёт не отвечал на запросы советских диспетчерских служб, и на его перехват были подняты истребители. Когда советские самолёты настигли лайнер и подали сигнал совершить посадку, «Боинг-707» попытался от них уйти. В результате была дана команда на атаку цели. «Боинг» был подбит и около 23:05 совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви на территории СССР.

Советская поисковая группа, обнаружив самолёт, выяснила, что в результате атаки один человек погиб и ещё 30 получили ранения. Один из раненых скончался по дороге в больницу. Пассажирам и членам экипажа оказали помощь, и спустя два дня они были отправлены в Хельсинки.

Командир корабля и штурман, оставшиеся в СССР до окончания расследования, признали свою вину в нарушении границы. Впоследствии представители корейской авиакомпании объяснили, что это произошло из-за ошибки в расчётах — экипаж при расчётах использовал неверные значения магнитного cклонения, в результате чего самолёт полетел фактически в противоположную сторону, вместо Анкориджа оказавшись на Русском Севере.

В итоге и пилота, и штурмана с учётом всех обстоятельств просто выдворили с территории СССР.

Смерть по халатности

Спустя пять лет аналогичный инцидент закончился трагедией мирового масштаба. 1 сентября 1983 года при весьма схожих обстоятельствах в воздушном пространстве СССР над Дальним Востоком оказался «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, следовавший по маршруту Нью-Йорк — Сеул с дозаправкой в Анкоридже. В результате «Боинг» был сбит советским перехватчиком и упал в океан к юго-западу от Сахалина. Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Разразился громкий политический скандал, поскольку администрация США в условиях нового обострения «холодной войны» всю ответственность за гибель «Боинга» возложила на СССР.

Советский Союз не остался в долгу, заявив, что трагедия стала результатом провокации США.

Только спустя годы, когда политические страсти несколько улеглись и данные поднятых со дна бортовых самописцев были преданы гласности, стало ясно, что вновь имела место грубейшая ошибка корейских пилотов, которые неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат своего местоположения.

К сожалению, за халатность и некомпетентность лётчиков заплатили не только они сами, но и пассажиры лайнера.

После трагедии 1983 года различные международные службы приняли меры для предотвращения подобных инцидентов.

Однако победить человеческую халатность, которая, как мы видим, не является исключительно российской чертой, по-прежнему не удаётся, чему и стало подтверждением ЧП в Сан-Франциско.