Почём отказники? Во Владикавказе возбуждено очередное дело о торговле детьми

Москва, 29 июня – АиФ-Москва. Представители регионального управления СК РФ по Северной Осетии сообщили о возбуждении еще одного уголовного дела о продаже новорожденных. На этот раз в попытке решить судьбу чужих малышей за деньги подозревается бывшая заведующая владикавказского родильного дома № 1.

   
   

По данным следователей, один из эпизодов продажи младенца произошел в упомянутом роддоме в 2008 году. 19-летняя девушка, произведя ребенка на свет, отказалась от него. И тогда заведующая учреждения решила воспользоваться ситуацией и заработать. Пользуясь служебным положением, она подделала документы, нашла покупателей и продала им малыша.

Одна из многих

В настоящее время следователи решают вопрос о предъявлении обвинения женщине-врачу. За подобные действия ей может грозить тюремный срок от 3 до 10 лет; помимо этого, с 2013 года штраф за торговлю детьми в России составляет миллион рублей. Соответствующий закон приняла в январе Госдума.

Тем не менее, перспектива быть оштрафованным или сесть за решетку не останавливает многих граждан, в том числе и представителей медицинских профессий, от соблазна заработать на продаже младенцев. Прежде всего, – отмечают в СК, – речь идет об отказниках, то есть малышах, которые сразу после рождения оказались не нужны ни своим матерям, ни прочим родственникам. И в этом отношении Владикавказ – на особом счету у правоохранителей.

Всего два месяца назад, в начале апреля, здесь уже произошла точь-в-точь такая же история: на продаже ребенка попалась заведующая родильным отделением клинической больницы Валентина Тидеева. Позднее оказалось, что на территории республики действовала целая преступная группа, торговавшая младенцами. И все ее члены занимали различные посты в медучреждениях Северной Осетии. Так что Тидеева была лишь одной из многих.

Заведующую отделением РКБ оперативники взяли с поличным: женщина была задержана прямо в процессе продажи маленькой девочки. С покупателей Тидеева сперва просила полтора миллиона, однако в ходе переговоров согласилась сделать все в три раза дешевле.

Полмиллиона – красная цена

Представители республиканских управлений МВД и ФСБ по Северо-Кавказскому федеральному округу рассказали, что о фактах торговли пусть и совсем маленькими, но все-таки людьми – они узнали из звонков анонимных информаторов. Граждане, не пожелавшие раскрывать свое имя, вывели правоохранителей на врача Тидееву. И чтобы поймать преступников с поличным, оперативники решили организовать «контрольную закупку».

   
   

Представившись бездетной семьей, стражи порядка начали связываться с потенциальными продавцами. Тут в дело и вступила Тидеева, предложившая приобрести новорожденную девочку за полтора миллиона. Биологической мамой малышки оказалась 15-летняя школьница, готовая отказаться от ребенка за «достойное вознаграждение».

Правоохранители особо отметили тот факт, что заведующая отделением даже не задумывалась о конспирации: прямо в компании оперативников она поехала домой к 15-летней маме, чтобы попросить написать официальный отказ от дочки и расплатиться. Когда же Тидеева поняла, что имеет дело с полицией, она начала отрицать и факт получения денег, и попытку продать ребенка. «Я не знаю, куда они что положили, может, в куртку, – заявила она. – Я деньги не брала».

Куда исчезли сто тысяч детей?

Спустя день после скандального задержания североосетинский министр здравоохранения Владимир Селиванов созвал экстренное совещание с замами и представителями руководства РКБ. «Этот случай – не просто вопиющий, а архивопиющий, – заявил высокопоставленный чиновник. – Он ложится черным пятном на всю историю здравоохранения Северной Осетии».

Тем не менее, – отметил тогда представитель пресс-службы ГУ МВД РФ по СКФО Марк Толчинский, – следователи были уверены, что для задержанной Тидеевой «провалившаяся» сделка была отнюдь не первой. Вообще, – отмечают правоохранители, – за последние годы на Кавказе продажа детей превратилась в отлаженный, прибыльный бизнес.

В ноябре прошлого года в Чечне разоблачили банду, успевшую продать больше десятка новорожденных. притом даже покупателям из других стран – в частности, из Турции. Расценки, кстати, почти не отличались от североосетинских: 1 ноября в Махачкале задержали жительницу Грозного, договорившуюся с подставной «клиенткой» (которой опять-таки оказалась сотрудница полиции) доставить ей малыша за 555 тысяч рублей.

А в середине марта этого года полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, выступая на заседании Общественного совета округа, рассказал, что региональные власти, организовав проверку статистических данных по детям, внезапно не досчитались 110 тысяч малышей.

«Нет точных данных, огромные расхождения по детям-сиротам и вообще по детям, – признался Хлопонин. – Я страшную цифру назову. Мы не можем найти 110 тысяч детей. Они родились, а в школу не пошли, нет их нигде: нет свидетельства о смерти, ничего нет – куда уехали, как уехали».

Полпред предположил, что одним из объяснений статистического «провала» может быть мусульманская традиция хоронить погибших или умерших сразу, в день кончины, до захода солнца. Разумеется, это касается и детей. «Тут учета нет», – согласился Хлопонин. В то же время, не секрет, что некоторые кавказские семьи, будучи не слишком зажиточными, не сообщают о смерти или гибели детей, чтобы продолжать получать на них пособия.