Злой гений Филина. Солист Большого театра признался в нападении на худрука

Солист Большого театра Павел Дмитриченко в здании Таганского районного суда. Фото: Андрея Стенина, РИА Новости

Одно из самых резонансных преступлений последнего времени – дело  о жестоком нападении на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина – близко к развязке.

   
   

Явка с повинной

Накануне правоохранительными органами были задержаны три человека, которые, по версии следствия, причастны к происшедшему.

К утру 6 марта пресс-служба ГУ МВД по Москве распространила сообщение о том, что все трое – Юрий Заруцкий, Андрей Липатов и Павел Дмитриченко написали явку с повинной.

Напомним, 17 января неизвестный плеснул, предположительно, серной кислотой в лицо худруку Большого театра Сергею Филину рядом с его домом в Москве. Филин получил ожоги лица третьей степени и ожоги глаз. По факту было заведено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».

5 марта расследование преступления вступило в решающую фазу. Сначала сотрудники полиции задержали уроженца Чеховского района Подмосковья Андрея Липатова. По версии следствия, он был посредником между исполнителем и заказчиком, а также выступал в качестве водителя в момент самого нападения.

Сам исполнитель, ранее судимый, на некоторое время смог ускользнуть от полицейских, но к вечеру был все-таки задержан в Тверской области.

Днем же прошел обыск в квартире солиста балета Большого театра Павла Дмитриченко. Спустя несколько часов артист был задержан.

   
   

По данным источника, близкого следствию, в качестве основной рассматривается следующая версия: Дмитриченко на почве конфликта и неприязненных отношений решил свести счеты с Филиным. Заказчик через посредничество Липатова нашел в дачном поселке подмосковного Ступино исполнителя – ранее судимого Заруцкого, который и согласился совершить нападение.

Выйти на преступников, по данным источника, помогли записи камер видеонаблюдения, запечатлевшие в районе места преступления машину Липатова, а также биллинг телефонных звонков подозреваемых.

Битва за выживание

В разгар перестройки писатель Юрий Коротков опубликовал повесть «Виллисы», повествующую о жизни учащихся хореографического училища и артистов балета.  По повести был снят фильм «Танцующие призраки», однако в 1992 году эта картина осталась практически незамеченной широкой аудиторией.

Те же, кто познакомился с произведением Короткова, прославившегося еще несколькими остросоциальными книгами, испытали настоящий шок. Писатель показал темную сторону искусства под названием «балет» - тяжелейший, нечеловеческий труд, отказ от всех обыденных радостей жизни и острейшая конкуренция, оборачивающаяся подлостью и жестокостью.

Артисты балета подобны спортсменам – та же острая конкуренция, тот же короткий карьерный век. Но в балете для того, чтобы пробиться на самый верх, одного таланта мало – нужна поддержка влиятельных покровителей, расположение режиссеров, решающих, кому отдать главные партии.

Солистами ведущих театров становятся единицы, остальным уготована незавидная участь быть «примами» в провинции, либо всю жизнь провести в «корде» - так на балетном сленге называют артистов кордебалета, на фоне которого и блещут звезды.

Один мой хороший знакомый в течение нескольких месяцев работал в театре монтажером сцены, и сумел посмотреть на балетный мир вблизи. Разумеется, проникнуть во все тайны закулисных интриг он не мог, однако и увиденного вполне хватило. По его словам, такой концентрации взаимной ненависти ему не приходилось видеть более нигде.

Впрочем, даже на фоне бесконечных интриг, в которых замешаны артисты балета, нападения на Филина выглядит чем-то из ряда вон выходящим.

Ищите женщину?

Павла Дмитриченко специалистом называют талантливым артистом, хотя и не звездой мировой величины.

Дмитриченко родился в семье артистов ансамбля народного танца Игоря Моисеева, так что его, в известной степени, можно назвать продолжателем династии. В труппе Большого театра артист с 2002 года. Его звездными партиями считаются Спартак в одноименном балете, а также Иван Грозный в поставленном Юрием Григоровичем спектакле «Иван Грозный».

Некоторые комментаторы после задержания Дмитриченко обратили внимание на еще одну роль артиста – Злого гения в «Лебедином озере».

По одной из версий, сыграть «злого гения» в жизни Дмитриченко мог заставить конфликт с Филиным из-за молодой солистки Анжелины Воронцовой.  Воронцова, которая является женой Дмитриченко (неизвестно достоверно, официальной или гражданской), якобы находилась в опале у Филина. В свое время Воронцова ушла в Большой театр из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где в тот момент худруком был Сергей Филин.

Худрук затаил обиду на артистку и, когда сам оказался в Большом театре, решил свести старые счеты. Ко всему прочему, Воронцова является любимой ученицей еще одного ныне оппозиционного руководству Большого театра артиста – Николая Цискаридзе.

Сам Цискаридзе в ходе расследования тоже оказывался в центре внимания правоохранительных органов. Звезда балета и не отрицал сложных отношений с Филиным, в частности, из-за Воронцовой. При этом Цискаридзе категорически отверг подозрения в том, что он причастен к нападению на Филина.

Скандалы вокруг Большого театра: спорные темы, инциденты, конфликты>>

Несмотря на задержание Дмитриченко, следствию еще немало предстоит поломать голову, чтобы полностью распутать весь клубок интриг, приведший к нападению на Филина. Само же руководство Большого театра сейчас отрицает, что в балетной труппе присутствовал какой-то резкий конфликт. «Посмотрим, как будет развиваться следствие. Мы не можем сейчас комментировать эту ситуацию», - заявила пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова.

Руководителей Большого театра можно понять. Вся происшедшая история, вытащившая наружу лишь краешек неприглядной закулисной жизни звезд балета, рискует окончательно подорвать имидж театра, и без того подпорченный прежними дрязгами и многолетней, сопровождавшейся бесконечными скандалами, реконструкцией.