Конфликт в Демьяново: новая Кондопога российской глубинки

Сотрудники правоохранительных органов в селе Демьяново Фото: РИА Новости

   
   

Поселок Демьяново Подосиновского района Кировской области за несколько часов оказался в центре внимания федеральных властей и МВД. Драка между жителями поселка и владельцами расположенной там пилорамы (выходцами из Дагестана) переросла в массовое столкновение, остановить которое было поручено отряду ОМОН из областного центра. Местная полиция говорит о том, что имела место «драка на бытовой почве», однако в поселке, в котором нет даже качественной дороги, работает спецкомиссия МВД. В дополнение к стянутым с ближайших районов силам полиции; Следственного комитета, УФСБ и делегации правительства области.

«Горячая точка» без автомобильного сообщения

Особенность Демьяново (население около 5000 человек) в том, что расположено оно в отдалённом от Кирова районе, с которым нет «устойчивого автомобильного сообщения». Нормальной автодороги до посёлка нет. Добраться можно через Костромскую и Вологодскую области или со стороны Коми.

Градообразующее деревообрабатывающее предприятие «Полеко» обанкрочено. Фанерный комбинат не работает - временные трудности у собственников, северо-западной лесной компании. Основное занятие местных - частные лесопилки. Хозяевами некоторых являются выходцы из Дагестана.

Неподалеку от одной из лесопилок, через дорогу от отдела полиции, недавно был открыт бар, также принадлежавший выходцу с Кавказа.

«Культурные люди это заведение не посещают, только нетрезвые малолетки», - так говорили о баре местные.

Начало конфликта

20 июня в баре дежурил 18-летний сын владельца. В 10-00 вечера заведение закрылось, парень один остался на работе. Туда и приехала компания местных со словами «Открывай, на…!».

   
   

«Демьяновские ребята, солидно уже отдохнув, решили продолжить гуляния в кафе. Кафе, это, кстати сказать, совсем недавно проверяли и за различные нарушения выписали несколько солидных штрафов, потому от спиртного они решили отказаться. Так вот, по некоторым данным конфликт возник как раз из-за того, что ребята не могли получить спиртного», - рассказывает подосиновский предприниматель и блогер Алексей Артёмов.

Первая драка была «один» на «один». После стороны предварительно помирились. Но, поскольку окна и двери в баре вышибли, то о возмещении убытков решили поговорить позже.

На встречу поехали два дагестанца: участник конфликта и его друг. Ждали их человек тридцать. Слово за слово, дагестанцы ретировались. Вслед, вспоминают они, слышали не только оскорбления, но и угрозы полного уничтожения их самих и их бизнеса. В ответ понеслись обещания, что «к ним приедут», «вас тут разотрут».

«Штурм лесопилки»

22 июня в посёлок приехали земляки дагестанцев из всех близлежащих посёлков, в том числе из подосиновского Пинюга, что в 60 км, и из Республики Коми. По первоначальным данным, 40 человек на 8 машинах, по уточнённым - 24 человека. Местных жителей около пилорамы собралось до полусотни (это официальные данные). На самом деле точных цифр не может назвать никто. Поддержка прибывала с той и с другой стороны.

«Дагестанская» версия (блогер Микаил Микаилов): «Пара сотен человек местных, вооружённых подручными средствами, штурмуют лесобазу. Милиция стояла меж ними, но не справилась и толпа прорвалась на лесобазу, травмы от досок и палок получили и те и другие, но об огнестрельных ранениях речи нет. Хотя у оборонявшихся действительно было оружие - травматическое и охотничье. Среди оборонявшихся на самом деле было около 40 чел., нападавших было более сотни, впереди них шли 30-40 нетрезвых зачинщиков-провокаторов от местных».

Полиция к тому времени была поднята по тревоге: первыми прибыли сотрудники из соседних городов и поселков, ОМОН из Кирова. Все въезды в Подосиновский район перекрыли. Дагестанцы и их гости были локализованы на собственной пилораме. Хозяину, который пытался выгнать сотрудников, объяснили, что сотрудники и прокуратура действуют в соответствии с законами РФ.

Вечером того же дня бар, в котором начался конфликт, был сожжен. Возбуждено три уголовных дела: по статьям о порче имущества, о хулиганстве и о действиях против сотрудника полиции.

УМВД России по Кировской области опровергает, как не соответствующую действительности информацию, распространяемую со ссылками на участников конфликта, о четверых местных жителях, которым якобы причинены ранения из огнестрельного оружия. Как сообщается на официальном сайте УМВД по региону, 23 июня за медицинской помощью обратились два молодых человека с диагнозом: ушибленная рана головы и плеча – у первого, у второго – ушибленная рана носа.

Кто в кого стрелял

Демьяновцы утверждают, что стреляли дагестанцы – по местным, и есть раненые («стражи правопорядка встали спиной к вооруженным дагестанцам, которые продолжали стрельбу по толпе из-за спин служителей закона»). Дагестанцы уверяют, что стреляли в воздух, а не по людям. Виктор Поголов, начальник УМВД утверждает, что стреляла полиция - в воздух, дабы успокоить толпу. Этой же версии придерживается губернатор Никита Белых, который уверяет, что имеет подтверждения: стреляла полиция. Кроме того, губернатор говорит о сложной алкогольной ситуации, которая затрудняет допросы: многие опрашиваемые находятся в невменяемом состоянии.

Однако жители Демьяново упорствуют: ни полицейские, ни «наши» ни при чём.

Об этом шла речь на встрече в Демьяново, на которую прибыли зампред областного правительства Александр Галицких, член Совета Федераций Олег Казаковцев и секретарь общественной палаты Тахир Мамедов. Встреча проходила на повышенных тонах. Собралось всего около 300 человек. Местные жители заявили, что возмущены и ходом расследования («почему арестованы только русские и не одного дагестанца») и тем, как ситуация подаётся общественности.

«Мы прослушали выступление Никиты Белых, там 50% - неправда, много вещей, которые вообще даже не доказаны. Он говорит: «Мне сказали..». Ну как это ему «сказали»?! Почему наказаны наши парни и почем не наказаны те, кто в них стрелял? У наших щека прострелена, нога и плечо. И они виноваты оказались, а в них стреляли. У меня там было 2 племянника, они видели, как стреляли», - возмущается одна из местных жительниц.

Мера пресечения и предотвращения

После конфликта были задержаны двое местных жителей. Одного из них подозревали в поджоге бара, второго – в нападении на полицейского, защищавшего лесопилку.

События в Демьяново вызвали большой общественный резонанс и сравнения с конфликтом в карельском городе Кондопога в 2006 году. Тогда противостояние местных жителей с выходцами с северного Кавказа начались, по официальной версии, с драки у ресторана, в результате которой два погибло два человека, а закончилось многотысячными митингами, поджогами и погромами.

«Многие напишут, что всё началось в кафе, где произошел некий конфликт, - пишет Алексей Артёмов. - У меня же, простите, мысль, что всё началось раньше. Предпосылками к конфликту стали, в том числе, и сокращение численности полиции, отсутствие патрулей на улицах. Нет никакой системы контроля и предупреждения правонарушений. Исчезло понятие «неотвратимость наказаний», по улицам стали свободно ездить машины без номеров, с пьяными водителями... Появились преступления, которые полиция просто не в состоянии раскрыть в силу своей слабости (отсутствие людских ресурсов, технических средств, высококлассных специалистов).

И ведь депутаты не раз ставили вопросы перед вышестоящими органами, перед губернатором области Белых... А в ответ даже не тишина, а зловещая тишина, сопровождающаяся все новыми и новыми сокращениями полиции».

Предприниматель Николай Р. дополняет: дело не в национальности, а в отношении к бизнесу со стороны властей и различных органов и структур. По его словам, «выходцы с Кавказа» не платили налогов, не имели официального штата работников, и «всё им сходило с рук», то как было реагировать остальным, тем кто платит, кого изводят проверками, каждый светильник заставляют считать, дверные проемы измеряют…. Именно об этом шла речь, когда на встрече с областными чиновниками демьяновцы уверяли: «У нас накопилось…». Не против дагестанцев, как национальности, а против подобного отношения к некоторым предпринимателям. Как к избранным. Это проблема уже не народа, а именно власти».

Смотрите также: