Операция по подъёму «Булгарии», нашего «Титаника», утащившего под воду больше сотни людей, не обошлась без сложностей: обрывался строп, вылилось топливо. Как будто затонувшее судно нарочно хотело остаться на дне, сохранив в тайне причину своего крушения. Однако всё тайное становится явным. На берегу сейчас выясняют, кто виноват в трагедии.
«Пароходчик»
Под арестом уже находятся двое подозреваемых. Одна из них - Светлана Инякина, гендиректор компании «АргоРечТур», арендовавшей «Булгарию». Сразу после катастрофы она утверждала, что в июне судно прошло техосмотр и исправно. Человек, проводивший этот осмотр - старший эксперт Камского речного регистра Яков Ивашов, - тоже в СИЗО.
Известный в Перми пароходчик Михаил Антонов, которому через его фирму, зарегистрированную в ОАЭ, принадлежат 53% акций ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», живёт за границей. Ещё 32,13% - под контролем государства. В настоящее время «Камское речное пароходство» состоит из более ста дочерних предприятий. Одной из «дочек» оно и сдало в аренду «Булгарию». А та тут же подписала договор субаренды с «АргоРечТуром». «АиФ» удалось пообщаться с бывшим генеральным директором «Камского речного пароходства» Виктором Сельковым - в марте 2002 года он уволился, заявив, что не хочет участвовать в банкротстве и разорении компании. Что же происходило в пароходстве?
«Голый борт»
По словам В. Селькова, в 2001 г. почти прекратилось финансирование работ по содержанию флота. Начались задержки зарплаты. «При Антонове были созданы фирмы, работающие по «упрощёнке» (упрощённой системе налогообложения, освобождающей компанию от уплаты налога на добавленную стоимость - НДС. - Ред.), - рассказывает В. Сельков. - Для арендаторов это было невыгодно, они не могли возвращать НДС. При этом ремонт должны были делать за свой счёт. Условия кабальные, поэтому арендаторы менялись как перчатки. К тому же суда стали сдавать в аренду по схеме «голый борт», то есть без команды под полную ответственность арендатора». Солидные фирмы с такими условиями связываться не будут. Поэтому суда попадали в руки компаний, не имеющих соответствующего штата специалистов.
Виктор Сельков считает, что «Булгария» утонула из-за того, что корпус её попросту сгнил. О том, что большая часть речных судов в России сделана до 1967 года, «АиФ» писал в прошлом номере. А железо, конечно же, не вечно. «К нам на ремонт приходят суда, когда уже случается неисправность, - рассказал «АиФ» Николай Мохов, замдиректора Городецкого судоремонтного завода. - В основном это старые ржавые посудины с прогнившими корпусами. Обычная картина: мы поднимаем судно и видим, что львиная часть корпуса сгнила и требует капитальных работ. Но судовладельцы предпочитают ремонтировать по минимуму».
Раз в пять лет каждое судно должно проходить слипование - проверку подводной части с подъёмом его из воды. В это время проводится и измерение толщины корпуса. «Булгария» побывала на такой «диспансеризации» в 2007 г. И, видимо, тоже отделалась косметическими процедурами. «Отвечать за случившееся должен тот, кто принимал судно после очередного слипования», - считает В. Сельков. А вот «пароходчику» Михаилу Антонову, получается, никаких претензий предъявить нельзя. «По Кодексу внутреннего водного транспорта судовладельцем на время аренды считается арендатор», - объясняет В. Сельков. В последний раз М. Антонов посещал офис «Камского речного пароходства» примерно полгода назад. Его жена Юлия, правда, до сих пор жила на родине. Она - владелица транспортной судоходной компании «Чиж», заместитель гендиректора турфирмы. Но накануне подъёма «Булгарии» из воды Юлия засобиралась в заграничную командировку. На вопросы журналистов обещала ответить после возвращения. Но вернётся ли?
Получается, что суда находятся в руках частного бизнеса, который живёт одним днём. Для арендаторов, еле-еле сводящих концы с концами, главное - как можно больше заработать. Казалось бы, за деятельностью всех этих предприимчивых бизнесменов должно следить государство. Но трагедия «Булгарии» ещё раз подтвердила: система госконтроля проржавела и прогнила, как те самые плавучие «корыта». Пора вставать на капитальный ремонт.
Компенсация за трагедию
Из 208 человек, находившихся на борту «Булгарии», 79 удалось спастись. Это 10 детей, 30 женщин и 39 мужчин. Большинство из них - 67 человек - жители Татарстана. В качестве компенсации они получили по 60 тыс. руб. Оставшихся 12 спасённых - жителей других республик - материальное возмещение ждёт в ближайшее время.
114 погибших похоронены. В их числе капитан А. Островский и его сестра, приехавшая из Беларуси, с которой они не виделись около 20 лет. Ещё 15 человек числятся пропавшими без вести. Родственники жертв крушения получают по 300 тыс. руб. за каждого погибшего. В общей сложности на это Татарстан выделил порядка 27 млн руб. В ближайшее время финансовую помощь окажет и федеральный центр. В. Путин распорядился выплатить семьям погибших по 1 млн руб., пострадавшим - от 200 до 400 тыс. руб.
Читайте по теме:
«Грунт илистый, судно присохло к грунту». Спасатели начинают подъем затонувшей «Булгарии»