За «Трансвааль» и Басманный рынок никто так и не ответил

   
   

А было ли преступление?

Следствие по делу об обрушении «Трансвааль-парка» в Ясеневе, произошедшем 14 февраля 2004 г., сразу столкнулось с различными трудностями. Лишь спустя 20 месяцев было объявлено, что «причиной частичного обрушения здания явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчётами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надёжности». Были названы два подозреваемых по делу, которых следствие посчитало причастными к трагедии, - главный конструктор Нодар Канчели и теперь уже бывший глава Мосгосэкспертизы Анатолий Воронин. Архитектора обвинили в «причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», а чиновнику вменили «халатность, повлёкшую смерть двух и более лиц». Однако в суде дело развалилось, а в отношении А. Воронина было и вовсе прекращено «за отсутствием состава преступления». Годы спустя в интервью «АиФ» Н. Канчели сказал: «Я - главный конструктор, значит, отвечаю за сделанное, пусть и не только мною». Родственники 28 погибших под руинами аквапарка, 8 из которых дети, и ещё 193 человека, получивших различные травмы, дождались лишь компенсации от правительства. А все здания в Москве, построенные при участии Н. Канчели, столичные власти распорядились проверить на надёжность.

Следствие продолжается

Но Басманному рынку проверка не помогла - рано утром 23 февраля 2006 г. он рухнул. Под завалами спасатели обнаружили тела 68 человек, в том числе двух малолетних детей. Ещё 38 человек получили различные травмы. Большинство пострадавших - граждане Азербайджана, Таджикистана, Грузии и Узбекистана, работавшие на рынке и жившие там же нелегально. Следствие длится уже четыре года, но ему так и не удалось достоверно установить, кто же должен отвечать за эту трагедию и что собственно стало её причиной. Единственным обвиняемым по делу по-прежнему остаётся бывший директор ГУП «Басманный рынок» Марк Мишиев. В ходе расследования эксперты установили, что нарушения были допущены на разных стадиях - при проектировании здания, при последующей реконструкции и эксплуатации. В качестве свидетеля допрашивался и всё тот же Н. Канчели, который в 70-е гг. проектировал уникальную крышу-купол Басманного рынка. Однако какой именно фактор привёл к обрушению, так и не установили. Дело прекратили, Мишиева (ему ставили в вину нарушения при эксплуатации) отпустили. Но столичная прокуратура оспорила это решение и вернула «на доработку» в следствие. Правда, дойдёт ли до суда, неизвестно. 

Вместо руин - штрафстоянка

На месте обрушения «Транс-вааля» была построена часовня, а в оставшейся части здания по-прежнему функционирует спортивно-оздоровительный комплекс. Что касается рынка, то после катастрофы на его месте что только не планировали построить. Сначала власти Москвы предполагали разместить на пустыре многоуровневую автостоянку, гостиницу или торговый центр. Потом стало известно, что там построят новое здание Библиотеки им. Николая Некрасова. Но, после того как ГУП «Басманный рынок» формально ликвидировали, а сотрудников уволили, столичное правительство приняло решение расчистить площадку под... штрафстоянку для автомобилей. 

«Когда случаются такие техногенные катастрофы, всегда очень сложно найти виновных, поскольку люди, проектировавшие здания, или уже умерли, или настолько сдружились с сильными мира сего, что наказать их не представляется возможным, - рассказал источник «АиФ» в Следственном комитете России. - А в случае с «Трансваалем» за виновными в трагедии стояли большие люди из столичного правительства, которые всеми возможными средствами просто не дали нам привлечь их к ответственности». Все равны перед законом, но некоторые всегда будут равнее других?

Смотрите также: