Эксперт: стенограмму полета Качиньского подменили

Один из ведущих польских телеканалов TVN24 сообщил сегодня о том, что подполковник польских ВВС Бартош Строиньский, который в конце апреля подписался под расшифровкой записей переговоров в кабине разбившегося самолета, ставил свою подпись не под тем документом, который накануне был представлен польской общественности.

   
   

Отметим, что пан Строиньский был приглашен в Москву вскоре после катастрофы как человек, имевший опыт полетов на самолете Ту-154, и служивший в 36-м Специальном транспортном полку ВВС Польши. Из его слов, прозвучавших сегодня по телевидению, следует, что Россия передала Польше какую-то другую стенограмму.

Дело в том, что в опубликованной польской стороной стенограмме, которая датирована 2 мая, фамилия Строиньского в документе указана, однако его подпись почему-то отсутствует.

По словам подполковника, одной из ключевых несостыковок, которые возникают после прочтения опубликованной версии расшифровки, является утверждение, что перед крушением в кабине самолета находился глава дипломатического протокола Министерства иностранных дел Польши Мариуш Казана. Как говорит Строиньский, в подписанной им версии документа присутствие в кабине Казаны не подтверждалось. Польские эксперты смогли определить личность только одного из посторонних, присутствовавших в кабине экипажа – им был глава ВВС Польши генерал Анджей Бласик. Личность второго человека установлена так и не была.

В связи с этим, представитель министерства внутренних дел Польши Малгожата Возняк заявила, что фамилию Казаны в стенограмме указали представители Межгосударственного авиационного комитета, который расследовал причины катастрофы.

Между тем, накануне брат-близнец погибшего в авиакатастрофе президента Леха Качиньского Ярослав заявил, что не доверяет заключению, сделанному российскими экспертами. По словам его представителя – депутата Сейма Тадеуша Возняка - Ярослав Качиньский с самого момента трагедии говорил, что надо, чтобы поляки вместе с русскими проводили расследование. «Главными должны были быть поляки», - пояснил Возняк. Как подчеркнул политик, страна не может отдать расследование подобной трагедии полностью на откуп другому государству, пусть даже дружественному.

«Надо было господину Туску (премьер-министр Польши) сказать, что мы будем делать эту работу вместе с русскими, именно потому, что это случилось на их земле. Они знают хорошо землю, деревья, рельеф местности и так далее, но как бы чувствовал себя русский человек, если бы погиб его президент, а его министр внутренних дел после этого летит в другую страну, чтоб только получить немного бумаг - и все это одни копии», - сказал Возняк.

   
   

Он также добавил, что «никто не говорит, о том, что русские плохо работают «но есть вопрос - как польская власть думает объяснить все случившееся». В качестве примера другого варианта поведения он привел в пример ЧП с автобусом российских туристов в Турции. Тогда власти РФ сразу выразили твердое намерение принимать участие в расследовании.

Как заявил сам Ярослав Качиньский: «надо стремиться к тому - и это должны делать поляки, а не русские - чтобы действительно прояснить этот вопрос. По прочтении я все еще считаю, что он совершенно неясен».

Тем временем, для того, чтобы развеять недоверие к России в вопросах, касающихся расследования авиакатастрофы президентского Ту-154 под Смоленском, глава МВД и администрации Польши Ежи Миллер выступил в эфире местного телевидения со специальным заявлением. В частности, он заявил, что у Москвы нет «полной» версии стенограммы. По его словам, сама передача записей и стенограмм уже стала беспрецедентным шагом. «Я не хочу, чтобы польское общество априори выражало недоверие русской стороне», - заявил он.

«Мы понимаем, что не все поляки полностью верят русской стороне, и поэтому неслучайно, что на веб-сайтах был опубликован этот документ без единой вставленной и единой удаленной запятой», - сказал глава МВД, добавив, что обычно публикуются лишь выписки из таких документов.

Напомним, самолет президента Польши Ту-154 разбился 10 апреля в 10.41.06 при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В результате погибли все находившиеся на борту люди - 96 человек. Среди них - глава государства Лех Качиньский и его супруга Мария, а также практически все высшее военное и политическое руководство страны. Польская делегация летела в Катынь, чтобы принять участие в памятной церемонии по случаю расстрела весной 1940 года органами НКВД, нескольких тысяч польских офицеров и мирных граждан, оказавшихся в СССР после сентября 1939 года.

19 мая МАК опубликовал первые данные расшифровки «черных ящиков» президентского самолета. По данным экспертов, причиной катастрофы стали плохие погодные условия и недостаточная видимость. Кроме того, российские специалисты заявляли о том, что самолет разбился из-за неопытности польского экипажа. Польская сторона в этом сомневалась, однако через несколько дней польские участники следственной комиссии признали, что в произошедшей катастрофе был виноват экипаж, возглавляемый капитаном ВВС Аркадиушем Протасюком.

 Читайте по теме:

Пилоты польского Ту были уверены, что не смогут посадить самолет

Варшава назвала имена виновников катастрофы польского самолета

Москва и Варшава разошлись в определении причин трагедии Ту-154