Докатились до правозащитников
Казалось, что волна протеста против МВД потихоньку сходит на нет. Майора Евсюкова, невольно реформировавшего столичную милицию, подзабыли. Майора Дымовского с его протестом, вылившимся в попытку создания политической партии, успешно представили клоуном. И хотя невозможно запретить журналистам фиксировать новые и новые случаи милицейских бесчинств, сложилось ощущение, что позиции Рашида Нургалиева и его ближайшего окружения непоколебимы.
И тут такой «выстрел в спину» от представителя правящей партии, который прекрасно знает, что такое отвечать за свои слова. «Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать, – заявил Макаров в центральном офисе «Интерфакса». – Есть несколько шагов, которые необходимо сделать немедленно: из МВД должен быть выведен следственный аппарат, следствие не может находиться в МВД, необходимо решить вопрос по экономическим, налоговым преступлениям».
И далее: «В нашей милиции работает кратно больше людей на душу населения, чем в любой цивилизованной стране мира. Мы можем совершенно безболезненно заявлять о том, что милиция будет сокращаться минимум в два раза. Надо вывести всю милицию за штат и начать очищение милиции с участием общественности, правозащитников».
Если один из лидеров «Единой России» говорит о правозащитниках не в ироническом контексте, дело серьезно.
Грузия… Украина… Россия?
Череда мелких милицейских преступлений и впрямь поражает. Макаров сетует: «Открываю Интернет: очередной милиционер изнасиловал пенсионерку… 19-летний парень не пропустил милиционера в туалет – парня просто убили ногами». Невозможно предположить, что начальники ОВД по всей России оптом посходили с ума и стали принимать на работу конченых уголовников. Скорее создана некая атмосфера, при которой более вменяемым людям трудно принять решение надеть милицейские погоны.
При этом идея расформирования МВД по мировым меркам революционной не является. Прецеденты коренной чистки силовых структур в весьма недавнем прошлом были созданы даже соседними с Россией государствами.
Михаил Саакашвили, придя к власти в Грузии после «революции роз», нанес серьезный удар по людям в погонах. Все без исключения руководители силовых структур были уволены. Министр внутренних дел Кобе Нарчемашвили был арестован, его предшественник Каха Таргамадзе –выдворен из страны (до сих пор живет в Москве). Было проведено множество показательных процессов по обвинениям в коррупции. Нескольких офицеров полиции арестовали по обвинениям в пытках. Были распущены Министерство госбезопасности и Академия безопасности. Зарплаты рядовых сотрудников МВД выросли в несколько раз. Преступность в стране резко сократилась.
Дорожной полиции Саакашвили предъявил ультиматум: либо в недельный срок «гаишники» перестают брать взятки и издеваться над людьми на автодорогах, либо уволят всех без исключения. Ровно через неделю дорожная полиция была упразднена, а ее функции передали реформированному МВД. За пустяковые взятки стали сажать на 5–10 лет.
Чуть позже по стопам Саакашвили пошел Виктор Ющенко – правда, у украинского лидера реальной власти было куда меньше, чем у его грузинского кума. Так что разгон украинского ГАИ оказался более чем неэффективным – попавшие в лапы новой ДАИ российские автомобилисты начинают с тоской вспоминать родную ДПС. Что же до реформы самого МВД, то она носила косметический характер: вместо замены взяточников на профессионалов новый министр Луценко менял людей Кучмы на людей Ющенко. Никакого положительного эффекта от этого не было, да, кажется, и не ожидалось.
Впрочем, трудно предполагать, что Медведев возьмет за образец действия любого из этих президентов. И хотя положение в российской милиции просто аховое, разгонять ведомство Нургалиева вряд ли кто решится.
«Других милиционеров у меня для вас нет», – ответит Нургалиев Медведеву. Поэтому придется жить с имеющимися.
Ранее по теме: