900 обречённых
Масштабная катастрофа, жертвами которой стали сотни человек, произошла в Средиземном море. В ночь на 19 апреля примерно в 200 километрах от итальянского острова Лампедуза перевернулось и затонуло рыболовецкое судно, на котором из Ливии в Европу пытались добраться нелегальные мигранты.
По одной из версий, трагедия произошла около полуночи, когда к судну с мигрантами подплыл неизвестный торговый корабль. Среди нелегалов началась паника, люди скопились на одном борту, судно потеряло устойчивость и перевернулось.
Точное число находившихся на борту нелегальных мигрантов неизвестно. По свидетельству 28 человек, которых удалось спасти, корабль был переполнен людьми.
К месту крушения немедленно вышли итальянские и мальтийские суда, были привлечены также силы авиации, однако больше выживших обнаружить не удалось. Из воды извлечены несколько десятков трупов.
Согласно первой информации, на корабле могло находиться около 700 человек, что делает данную катастрофу самой масштабной из тех, которые происходили в Средиземном море и были связаны с попытками африканцев нелегально добраться до Европы.
Впрочем, и эти цифры не окончательные. Итальянские СМИ утверждают, что один из выживших рассказал спасателям о сотнях людей, запертых в трюме и не имевших ни единого шанса на спасение. Не исключено, что на погибшем корабле могло находиться и свыше 900 человек.
Средиземное «кладбище»
В Управлении Верховного Комиссара ООН по делам беженцев назвали трагедию чудовищной и всю ответственность возложили на контрабандистов, зарабатывающих на отчаявшихся людях, пытающихся попасть в Европу, несмотря на смертельный риск.
Согласно данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, в 2014 году при попытках переплыть Средиземное море и добраться до берегов Евросоюза погибли до 3500 нелегальных мигрантов. При этом, по мнению многих экспертов, данные ООН сильно занижены и не отражают всех масштабов происходящего.
Но даже официальные данные ООН за 2014 год могут быть в несколько раз перекрыты в 2015 году. Нынешняя катастрофа является самой масштабной, но далеко не первой. Только за последнюю неделю стало известно о двух аналогичных случаях, произошедших с судами, следовавшими из Ливии в Италию. 14 апреля крушение судна с нелегалами унесло жизни 400 человек, 16 апреля — 41 человека.
В Италии, куда следует основной поток мигрантов, Средиземное море стали мрачно именовать «кладбищем».
Политики собирают экстренный саммит
Основная масса нелегалов пытается достичь итальянского острова Лампедуза, расположенного чуть более чем в 100 километрах от побережья Северной Африки.
Лампедуза, постоянное население которой не превышает 6500 человек, за последние годы вынуждена была принять десятки и сотни тысяч нелегальных мигрантов, бегущих в Европу в поисках лучшей доли.
Об этой проблеме громко говорили во время войны в Ливии, но после свержения Каддафи проблема мигрантов ушла на второй план. Между тем ситуация не изменилась к лучшему.
Премьер-министр Италии Маттео Ренци и председатель Европейского совета Дональд Туск сразу после очередной трагедии в Средиземном море выступили за созыв экстренного саммита ЕС по вопросам, связанным с нелегальной миграцией из Северной Африки. Саммит может состояться уже 24 апреля.
Британская The Independent приводит слова премьер-министра Мальты Джозефа Муската: «В Средиземном море разворачивается трагедия, и если Евросоюз и мир продолжат закрывать глаза, то судить об этом будут в самых жёстких терминах».
Министр юстиции Швеции Морган Йоханссон заявил, что ответственность за ситуацию с беженцами должны разделить больше стран Евросоюза.
Кому это нужно? Никому не нужно!
В этом-то и заключается камень преткновения в вопросе беженцев. Страны Евросоюза, на которые приходится основной поток нелегальных мигрантов, в первую очередь Италия, настаивают на том, чтобы те, кому удаётся добраться до европейских берегов, размещались на территориях других стран ЕС, включая её новых членов из Восточной Европы.
Только за 2014 год через Средиземное море из стран Африки и Ближнего Востока в Италию добрались 170 тысяч человек. Речь идёт только о тех, о ком известно достоверно. С учётом тех, кому удалось остаться вне поля зрения официальных органов, это число может возрасти в несколько раз.
Власти Италии резонно замечают, что страна не выдержит подобной нагрузки, и призывают «разделить ответственность». Желающих, однако, с каждым годом всё меньше. Франция, Германия и другие страны Евросоюза, столкнувшиеся с проблемой роста радикальных настроений среди мигрантов, меньше всего хотели бы прибавки головной боли. Именно поэтому в ЕС всё чаще говорят о восстановлении частичного контроля на внутренних границах государств-членов Евросоюза, что грозит подорвать всю «шенгенскую систему».
Не горят желанием видеть мигрантов из Африки и «младоевропейцы». Дело не только в том, что приток десятков тысяч мигрантов — это дополнительная нагрузка на бюджет. В странах Восточной Европы в таком случае придётся разворачивать настоящие лагеря с жёсткой системой контроля, ибо люди, бегущие из Африки, мечтают не о жизни в Польше, а о «райских кущах» в более экономически развитых державах — странах Скандинавии, Франции, Германии, Великобритании.
«Грязную работу» для Европы делал Каддафи
Что делать в таких условиях, в Европе не очень понимают. Принять всех желающих и обеспечить им достойные условия Евросоюз не может физически. Ближний Восток и Африка охвачены вооружёнными конфликтами на национальной и религиозной почве, экономика целого ряда стран разрушена, в результате чего миллионам человек не остаётся ничего иного, как спасаться бегством. Не принимать беженцев Европа не может, поскольку это идёт вразрез с идеологическими ценностями, которые провозглашает Евросоюз.
До недавнего времени «грязную работу» для Европы делали авторитарные режимы Северной Африки, в частности Муаммар Каддафи. Пограничные службы и вооружённые силы Ливии с нелегальной миграцией боролись крайне жёстко. Пойманных на суше мигрантов выдворяли в пустыню, лодки с беженцами в Средиземном море безжалостно топили.
Подобная жестокость при Каддафи привела к тому, что число желающих попытать счастья в нелегальном плавании к берегам Европы сократилось до минимума.
Сдерживающим фактором был и достаточно высокий уровень жизни в самой Ливии времён Каддафи.
Затеянная Вашингтоном и поддержанная Евросоюзом «арабская весна» смела авторитарные режимы в Северной Африке, а заодно и сняла все кордоны на пути беженцев в Европу.
От войны и нищеты сегодня бегут не только обитатели Экваториальной Африки, бегут и сами ливийцы, при полковнике Каддафи считавшиеся одними из самых благополучных на Чёрном континенте.
Когда-то Советский Союз в странах Африки, вставших на путь социализма, строил школы, больницы, промышленные предприятия, в советских институтах готовил кадры, словом, создавал условия для нормальной жизни.
Европейцы, ограничивающиеся лишь поставками в наиболее бедствующие страны гуманитарной помощи, помогать африканцам строить нормальную жизнь у себя дома не собираются.
А значит, от берегов Африки будут всё чаще и чаще отходить корабли с отчаявшимися людьми, стремящимися попасть в Европу, а Средиземное море будет принимать всё новые и новые человеческие жертвы.