Классический сюжет. В гибели людей в московском метро виноват стрелочник?

Евгений Биятов / РИА Новости

Жизнь страшнее кино

Самая крупная техногенная катастрофа, происшедшая в Московском метрополитене, уже дала повод для разговоров любителям мистики. Наиболее впечатлительные стали грешить на… отечественный фильм-катастрофу «Метро», вышедший на экраны в феврале 2013 года. Он, дескать, «сглазил».

   
   

Сюжет кинофильма и реальные события в метро 15 июля 2014 года действительно в чём-то схожи. И там, и там слетевший с рельсов состав превращается для пассажиров в настоящую мясорубку. Вот только в жизни кровь не заменишь спецэффектами.

Картина происшедшего стала проясняться ближе к вечеру, благодаря рассказам пострадавших и первым выводам специалистов.

Состав, управляемый машинистом Сергеем Осиповым, двигался со скоростью около 70 километров в час от станции «Парк Победы» к станции «Славянский бульвар». Основной поток пассажиров в это время двигается обычно в противоположном направлении, в центр, поэтому вагоны не были переполнены. Скорость 70 километров в час на указанном участке является нормальной, поэтому до 8:39 никаких предпосылок к возникновению аварийной ситуации отмечено не было.

Далее всё произошло стремительно. Примерно в 200 метрах от станции «Славянский бульвар» по причине, которую сейчас выясняют специалисты и следователи, три первых вагона слетели с рельсов. Больше всего досталось первому вагону — его чудовищно искорёжило. Помимо ударов о стены тоннеля, в него буквально влетели вагоны, идущие следом, в результате чего головной вагон состава превратился в груду железа, наглухо перегородившую тоннель.

Первыми на помощь пришли строители

Спасателям потребовалось несколько часов, чтобы в этих условиях извлечь из первого вагона всех погибших и раненых.

Тем, кто находился в следующих вагонах, повезло чуть больше. Однако сразу после столкновения погас свет, началась паника.

   
   

При этом у диспетчера пропала связь с составом, и о том, что именно произошло, стало известно, по разной информации, то ли через 20, то ли через 40 минут.

Всё это время предполагалось, что ничего серьёзного не произошло — просто очередной сбой в движении.

Первыми, кто увидел жертв аварии, оказались метростроевцы. Рядом с действующим тоннелем идут работы по строительству новой ветки. Строители услышали крики пострадавших и поспешили на помощь.

Только после того, как строители вывели на поверхность тех, кто мог самостоятельно ходить, и стало очевидно, что произошла катастрофа, по тревоге были подняты спасательные службы.

Власти бросили все силы на спасение людей

Нужно отдать должное московским властям — для спасения людей были предприняты все возможные меры. К месту катастрофы перебросили около сотни карет скорой помощи, был максимально задействован спасательный вертолёт, эвакуировавший в больницы около полутора десятков тяжелораненых. В больницах Москвы были собраны лучшие бригады врачей разного профиля, некоторых специалистов срочно вызвали из отпусков — словом, все имеющиеся резервы были использованы. Именно благодаря этому десяткам тяжелораненых удалось сохранить жизнь.

Тем не менее к утру 16 июля было известно о 22 погибших и 162 раненых, 129 из которых находятся в столичных клиниках.

По заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, после окончания поисково-спасательных работ и следственных действий на месте крушения на восстановление нормальной работы метрополитена потребуется около 30 часов.

В настоящее время мэрия Москвы ввела в действие компенсирующий маршрут наземного транспорта, на котором задействованы несколько десятков автобусов.

Море версий

Что касается причин катастрофы, то версий было выдвинуто множество. С ходу была отброшена лишь версия теракта — специалисты, работавшие на месте ЧП, не нашли никаких признаков, которые могли бы указывать на взрыв.

Первоначально речь шла о том, что возможной причиной схода с рельсов вагонов мог стать внезапный скачок напряжения. Однако в «Московской объединённой электросетевой компании» заявили, что энергосистема столицы в данный период работала штатно. Позже о том, что скачок напряжения как причина катастрофы не находит подтверждения, заявили и в следственных органах.

Среди других наиболее вероятных версий назывались проседание полотна, дефект колёсной тележки одного из вагонов, а также повреждение рельсов.

У каждой из данных версий нашлись косвенные подтверждения. Так, например, стало известно, что пассажиры метро накануне аварии в письменной форме обращались к руководству метрополитена с жалобой на сильную тряску, происходящую как раз на перегоне, где произошла катастрофа, однако получили ответ, в котором сообщалось, что причин для беспокойства нет.

Кроме того, всплыла и история, связанная с вагонами «Русич-4» производства мытищинского ОАО «Метровагонмаш», из которых и был сформирован потерпевший крушение состав. К вагонам было немало нареканий по части надёжности, бывший слесарь-сборщик завода, где они производились, Вячеслав Бабочкин, рассказал «Газете.ру», что лично выявлял брак в сборке тормозной системы. По словам Бабочкина, в итоге с завода он был уволен.

Пассажиров погубили стрелка и преступная халатность?

Однако к утру 16 июля громче всех зазвучала версия о том, что причиной катастрофы могла стать неисправная стрелка.

В месте, где поезд сошёл с рельсов, от основного пути есть ответвление в технический тупик. Как и положено в таких случаях, там установлена переводная стрелка. О том, что именно несанкционированное срабатывание стрелки могло привести к трагедии, в интервью РБК рассказал член профсоюза работников Московского метрополитена Василий Шеляков. Такой же версии придерживался и источник РБК в администрации Московского метрополитена.

Источник агентства «Интерфакс» в правоохранительных органах столицы рассказал, что версия о неисправности стрелочного перевода рассматривается как наиболее вероятная. Выяснилось, что в ночь на 14 июля в месте катастрофы проводились работы по врезке стрелочного перевода, которые, по предварительным данным, были осуществлены некачественно. В результате стрелка не направила поезд по одному из направлений, а стала препятствием на его пути, что и спровоцировало катастрофическое развитие событий.

По данным LifeNews, в деле о крушении поезда уже появился первый подозреваемый. Им оказался помощник дорожного мастера, в обязанности которого и входила проверка правильности установки стрелочного механизма после ремонта. Подозреваемый признался, что проверку не проводил. Не исключено, что в самое ближайшее время он будет задержан. В то же время у следствия немало вопросов к руководителям организаций, отвечавших за плановое обслуживание пути.