Прерванная посадка. В Барселоне российский самолёт чудом избежал катастрофы

Аргентинцы «подрезали» россиян, летевших из Москвы

Утром 5 июля в аэропорту Барселоны едва не произошла масштабная авиакатастрофа, одним из участников которой мог стать российский авиалайнер.

   
   

Инцидент мог бы и не стать достоянием гласности, если бы не видеозапись происшествия, выложенная в интернете.

Самолет Boeing 767–300 российской авиакомпании UTair, следовавший рейсом из московского Домодедово в барселонский аэропорт Эль-Прат, получил «добро» на посадку в пункте назначения. В тот момент, когда самолёту до касания с землёй оставалось всего несколько секунд, на взлётной полосе перед россиянами внезапно возник Airbus A340–300 аргентинской авикомпании Aerolíneas Argentinas. Аргентинцы в этот момент осуществляли движение по рулёжным дорожкам, готовясь совершить рейс из Барселоны в Буэнос-Айрес.

В момент посадки российского самолёта аргентинский борт пересекал взлётную полосу, куда приземлялись россияне.

Экипаж российского лайнера принял решение прекратить посадку и уйти на второй круг. Этот манёвр российские лётчики выполнили блестяще, после чего Boeing 767–300 благополучно приземлился в Барселоне.

«Бардак в Барселоне»

Когда видеозапись происшествия была опубликована, среди пассажиров, любителей авиации, а также авиационных экспертов разгорелись споры о том, насколько велика была опасность катастрофы.

Источник в компании Aena, управляющей испанскими аэропортами, пояснил местному изданию «20 minutos», что действия российских пилотов были грамотными и профессиональными. При этом источник уточнил, что расстояние между самолётами составляло около километра, поэтому реальной опасности не было  аргентинский лайнер успел бы уйти с пути россиян.

   
   

Этой же версии придерживается ряд интернет-комментаторов, считающих, что опасность преувеличена из-за визуального обмана, вызванного ракурсом съёмки.

Впрочем, есть и другая точка зрения. «Самолёт, заходящий на посадку, всегда имеет приоритет, и ему ничего не должно мешать»,  рассказал ИТАР-ТАСС один из ведущих экспертов в российских авиадиспетчерских кругах. По его мнению, опасное сближение двух самолётов в аэропорту Барселоны  ошибка диспетчера.

В кругах российских пилотов аэропорт Барселоны пользуется нехорошей славой. Помимо сложности самих процедур взлёта, посадки и руления, особенно в ночных условиях, в этой авиагавани царит то, что самые прямолинейные называют «бардаком».

Последствия барселонского происшествия могли бы быть самыми трагическими. Достаточно сказать, что самая кровавая катастрофа в истории мировой авиации произошла при схожих обстоятельствах. Причём трагедия разыгралась именно в испанском аэропорту.

В Эль-Прате мог повториться «кошмар Тенерифе»?

27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос, расположенном на испанском острове Тенерифе, произошло столкновение двух самолётов Boeing 747.

В перегруженном в тот день аэропорту в условиях тумана и ограниченной видимости самолёт нидерландской авиакомпании KLM, следовавший из Амстердама в Лас-Пальмас, при взлёте на скорости 250 км в час, столкнулся с авиалайнером американской компании Pan Am, выполнявшим рейс из Нью-Йорка в Лас-Пальмас и в тот момент двигавшимся по рулёжной дорожке.

Оба лайнера, оказавшиеся в Лос-Родеос из-за закрытия аэропорта в Лас-Пальмасе, стремились как можно быстрее добраться до пункта назначения.

Перегруженность диспетчера, а также потеря концентрации и внимания пилотами привели к тому, что американский самолёт не успел вовремя уйти с полосы, где нидерландские пилоты приступили к взлёту.

В самый последний момент голландцы, заметившие препятствие, попытались оторваться от полосы. Нос и передняя стойка шасси не задели самолёт Pan Am, однако не успевшие убраться основные опоры и двигатели ударили по фюзеляжу американского лайнера.

Голландский самолёт рухнул и загорелся. Пожар начался и в самолёте Pan Ам.

Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту самолёта KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Boeing «Pan Am», 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.

Всего в катастрофе погибло 583 человека, что сделало её крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации.

Главным виновником катастрофы был назван погибший пилот нидерландского лайнера Якоб ван Зантен, неправильно интерпретировавший команды диспетчера. В то же время следователи отметили, что действия диспетчера аэропорта при отдаче команд также были не безупречными, а экипаж американского самолёта ошибся в тумане и проехал указанную диспетчером рулёжную дорожку.

Катастрофа в Лос-Родеос привела к серьёзным изменениям в правилах, принятых Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Изменения были направлены на предотвращение подобных трагедий в будущем.

Однако, как доказывает случай в Барселоне, пилотам и диспетчерам нужно быть всегда начеку. По счастью, на сей раз все участники инцидента отделались только лёгким испугом.