Небо как угроза: почему происходят авиакатастрофы

Мнения специалистов о причинах трагедии самые разные. Это и удар молнии (в том числе шаровой), и турбулентность, и даже столкновение с астероидом. Эксперт Франсуа Гранжье заявил, что рейс 447, по-видимому, стал жертвой «чего-то крайне внезапного и мощного» - пилоты даже не успели выйти на связь, сигналы о неисправностях подала автоматика. Трагическая гибель французского аэробуса и результаты расследования прошлогодней пермской авиакатастрофы вновь заставляют нас задуматься об авиационной безопасности.

   
   

Насколько опасны метеоусловия?

А. Т ю р и н а, Пенза:

Действительно ли в самолёт может попасть молния? Неужели лайнеры не оборудованы защитой?

За всю историю гражданской авиации разряд молнии стал причиной всего двух авиакатастроф - в 1963 и 1971 гг. Конструкция лайнера позволяет равномерно распределять разряд по всей его поверхности.

Однако Геннадий Елисеев, заместитель директора Гидрометцентра России, считает, что грозовое облако, формирующееся в условиях тропиков, может стать причиной катастрофы: «Такое кучево-дождевое облако достигает в высоту 15-18 км. Вполне возможно, что самолёт погиб, когда вошёл в него. Там очень сильная турбулентность, порывы ветра, град».

Почему лётчиков не учат?

В. С а л у г и н, Хабаровск:

Одной из причин пермской катастрофы осенью прошлого года стала неопытность экипажа: мол, недостаточно было налётов на иностранной машине. Почему владельцы авиакомпаний деньги с нас берут за билеты, а пилотов не учат? Где же контроль государства?

   
   

«Человек, к сожалению, является слабым звеном: в отличие от машины он совершает ошибки чаще, - уверен Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт». - Есть проблема с подготовкой и переучиванием специалистов. Даже налетав многие тысячи часов на регулярных рейсах, лётчики порой оказываются не подготовленными к внештатному развитию событий. Нужно делать упор на практическую подготовку, на отработку действий в критических ситуациях, в условиях стресса. Что касается контроля со стороны государства, то оно лишь утверждает программы переподготовки, но за каждым конкретным пилотом госорганы не следят».

Где парашюты?

О. Б о н д а р е в а, Мытищи

Не понимаю, почему нельзя снабдить пассажиров авиалайнеров парашютами, чтобы в случае аварии все могли спастись?

«Чтобы воспользоваться парашютом, надо как-то в условиях аварии покинуть самолёт, - отвечает Сергей Канарейкин, эксперт по авиабезопасности. - Придётся обеспечивать каждое кресло катапультой. Во-первых, это значительно увеличит массу лайнера. Во-вторых, элементы корпуса над креслами в таком случае будут ослаблены. И это значит, что в целом корпус самолёта станет слабее, что, разумеется, плохо с точки зрения безопасности. Наконец, есть вероятность, что какой-то пассажир (например, в состоянии алкогольного опьянения) вдруг решит катапультироваться. В результате весь самолёт окажется разгерметизирован на большой высоте».

Пьют ли пилоты?

О. Л у ц е н к о, Саратов

В крови пилота «Боинга», разбившегося в Перми в сентябре прошлого года, был обнаружен алкоголь. Кто-то проверяет лётчиков перед полётами?

«По результатам судебно-медицинской экспертизы установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира воздушного судна перед смертью», - сказано в заключении Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения «Боинга» в Перми. «Эти «остаточные явления» могут быть после стакана кефира или виноградного сока либо после приёма каких-либо лекарств, - прокомментировал ситуацию Владимир Черток, замглавы Росавиации. - Все члены экипажа перед рейсом проходят медицинский осмотр. Во время него, в частности, экипаж проверяется на употребление алкоголя».

А вот во время полёта и после него проверок нет. Пить или не пить «за рулём» - целиком на совести экипажа.

Зачем радары и «чёрные ящики»?

К. Ч и ж о в, Тамбов

Есть ли на планете мёртвые зоны, где самолёт может оставаться невидимым для радаров? И ещё: зачем нужны «чёрные ящики», если их всё равно теперь найти невозможно?

«Дальность радаров ограничена из-за кривизны Земли, - отвечает Анатолий Клопов, военный лётчик 1-го класса. - Иначе говоря, радар, установленный на берегу океана, даже на возвышенности, в какой-то момент уже не может «заглянуть» за горизонт, чтобы увидеть там самолёт. Максимальная дальность - 400 км. Если же ширина океана 900 км, то появляется мёртвая зона в 100 км.

По поводу «чёрных ящиков». Давно пора отказаться от их использования: уровень современной связи, её возможности позволяют постоянно передавать всю информацию о происходящем на борту. Куда проще извлечь информацию из компьютера диспетчера на земле, чем доставать её со дна океана».

Где ищут следы авиакатастрофы

Кто ищет: ВВС и ВМФ Бразилии, Франции, США, Испании, других стран.

Что найдено: 22 тела, фрагменты крыльев, пассажирские кресла, портфель с билетом на этот рейс, рюкзак с ноутбуком, другие личные вещи пассажиров.

Что затрудняет поиски: сильные дожди ухудшают видимость. «Чёрные ящики» лежат на глубине 2-3 км, рельеф дна в районе падения гористый. Прикреплённые к самописцам радиомаяки могли оторваться.

Основные причины авиакатастроф в мире

1. «Человеческий фактор» - ошибки пилотов.

2. «Человеческий фактор» - ошибки диспетчеров.

3. Технические неполадки, отказ техники.

4. Боевые действия и терроризм.

5. Неблагоприятные погодные условия.

6. Роковые случайности (столкновение с птицами, попадание молнии и пр.).

Читайте также по теме:

10 самых страшных авиакатастроф: крушение лайнера А300 пополнило список