Взорвавшийся в ночь на воскресенье на Озерной улице в Москве распределительный газопровод был в аварийном состоянии; должностные лица, проводившие его установку, испытания и диагностику, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
«Проверка показала, что причиной разрыва трубы и последующего взрыва распределительного газопровода, находившегося в аварийном состоянии, явилась его незащищенность трубой-футляром», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Согласно техническому заключению, авария произошла в результате разрыва трубы трубопровода на участке, который не был защищен трубой-футляром. Воспламенение газа произошло после разгерметизации (разрыва) газопровода.
«Причиной возгорания послужили возникшие в результате разрыва газопровода и ударной волны короткие замыкания в силовом кабеле, расположенном в непосредственной близости от аварийного газопровода, на котором установлены локальные прожоги, характерные для термического воздействия электрической дуги короткого замыкания», — уточняет ведомство.
Прокурор направил руководителю следственного отдела по ЗАО следственного управления СКП РФ по Москве постановление о проведении проверки в порядке статей 144–145 УПК РФ.
Постановление направлено «для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, проводивших установку, диагностику, испытания и освидетельствование распределительного газопровода, по части 1 статьи 217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах) и части 1 статьи 293 УК РФ (халатность)», сообщает Генпрокуратура.
Согласно данным надзорного ведомства, в результате ЧП оказались повреждены четыре здания и около 100 автомобилей.
В органы внутренних дел поступило более 40 заявлений граждан и юридических лиц о причинении им имущественного вреда в результате пожара на общую сумму свыше 500 тысяч рублей.
Напомним, ЧП произошло в районе дома 46 по Озерной улице на газопроводе диаметром больше метра, по которому под давлением в 12 атмосфер подавался газ. Сначала местные жители услышали несколько хлопков, на которые не обратили внимания — в тот вечер на улицах города то и дело взрывались петарды и фейерверки, москвичи пытались продлить себе впечатление от победного салюта. А вскоре в небо взметнулся огненный факел, достигавший 200-метровой высоты, сильнейший жар не давал приблизиться к эпицентру аварии ближе, чем на 300–500 метров. Пожару была присвоена высшая 5 категория сложности.
На место ЧП прибыл мэр Москвы Юрий Лужков, руководители оперативных городских служб, глава МЧС Сергей Шойгу. Практически сразу стало понятно, что потушить пламя невозможно — газопровод перекрыли и стали ждать, пока выгорит газ (всего 40 тыс. куб. м). Длина неисправного участка газопровода, на котором пришлось ликвидировать возгорание, составила около 5 км.
Одновременно пожарные ставили водяные завесы, пытаясь не допустить распространение огня на близлежащие строения. Им, к счастью, удалось не пустить возгорание находящейся неподалеку автозаправки. Но все же без последствий не обошлось — сильнее всего пострадало трехэтажное пустое здание, стоящее поблизости, огонь уничтожил несколько лабораторий Всероссийского научно-исследовательского института оптико-физических измерений, утрачена дорогостоящая техника и оборудование.
Пострадали и попавшие в зону ЧП машины — часть из них сгорела, у части лопнули стекла, от высокой температуры вздулась краска на кузовах. В зоне поражения оказался также автосалон, откуда силами сотрудников проводилась эвакуация автомобилей. Всего было эвакуировано 129 машин, 14 автомобилей сгорело полностью, ещё 70 обгорело.
Юрий Лужков, обещал, что власти Москвы готовы рассмотреть возможные претензии автовладельцев, пострадавших от пожара машин. «Конечно, мы будем принимать такие заявки, и я думаю, город будет их компенсировать, потому что это ситуация городская, и мы её должны компенсировать с тем, чтобы не было ущерба для тех, кто в эту аварию попал», — сказал Лужков.
Мэр также заявил, что при ликвидации прорыва газопровода удалось не допустить энергетической катастрофы. «Мы не допустили вторичного проявления опасностей, — сообщил он. — Были приняты меры, чтобы оградить энергосистему от потерь, так как несколько ТЭЦ работают именно от этого газопровода».
Заместитель мэра столицы Петр Бирюков признал, что пожар на юго-западе Москвы стал самым масштабным за последние десятилетия. При этом он отметил, что опасности для жителей района нет, эвакуация жильцов из близлежащих домов не проводилась. Сразу после возгорания в районе аварии пропал свет. Но потом местную электростанцию переключили на мазут, и подача электричества в дома возобновилась.
В результате ЧП без связи остались свыше 80 тыс. абонентов МГТС (около 150 тыс. человек) — расплавились телефонные кабели в коллекторе. Не работала часть телефонов аэропорта «Внуково», в том числе и справочной (правда, связисты справились с ситуацией достаточно быстро — внуковская «справка» заработала в тот же день, а большинство москвичей обрели временную телефонную связь через сутки).
Взрыв и пожар на газопроводе на западе Москвы, по основной версии следствия, носят техногенный характер. Об этом ранним утром воскресенья сообщил представитель следственного управления СКП по Москве. О техногенном характере аварии на трубопроводе, сваренном в 1976 году, заявил и Юрий Лужков: «Причина ясна. Сейчас после завершения работы прокуратуры и других органов можно утверждать, что причина аварии на газопроводе была техногенной». По его словам, в одном из мест, где трубопровод делает поворот, его диаметр был уменьшен с одного метра до 70 см, что создало предпосылки для повышенного давления на данном участке.
По мнению специалистов, в случае взрыва газопровода в Москве следует говорить, о покрытии ущерба от аварии за счет резервного фонда столичного правительства. При этом столичные власти имеют право обратиться за финансовой помощью к федеральному правительству в том случае, если сумма покрытия ущерба критична для московской казны. Касаясь возмещения ущерба автовладельцам, чье имущество пострадало в результате данного взрыва, то страховщики не страхуют имущество от техногенных катастроф и стихийных бедствий. Соответственно заявление 1-го заместителя мэра столицы Бирюкова о том, что владельцам сгоревших авто московские власти компенсируют полностью ущерб, потом правда, выяснилось, что он же направил автомобилистов в страховые компании, позволяет им получить от московского правительства сумму до 25 тысяч рублей как единовременную сумму, и до 100 тысяч рублей в случае утраты имущества по причине чрезвычайной ситуации.
Смотрите также:
- В Братске введен особый противопожарный режим из-за сухой погоды и ветра →
- Из-за перебоев в энергоснабжении в Подмосковье вырубят 8 гектаров леса →
- Причина взрыва газа на Озерской улице будет известна через десять дней →