Трудная ситуация в автомобильной промышленности требует изменения сложившихся производственных коопераций и логистических цепочек. За предыдущие годы многие отечественные заводы шли по пути технологической кооперации с европейскими и американскими фирмами. Отечественным разработкам уделялось мало внимания. Научно-исследовательские и конструкторские работы велись недостаточными темпами, и некоторые производители даже объявляли об отказе от собственных ключевых разработок. В итоге тесное сотрудничество обернулось зависимостью от западных партнеров в технологической области.
Развитие технологий
«Я считаю, что стратегия в 2007 году была абсолютно правильная. В качестве альтернативы можно, конечно, было изначально пойти по сценарию Ирана, у которого всего один или два производителя в стране, которые базируются на технологиях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Зато они производят больше миллиона автомобилей со стопроцентной локализацией.
Мы пойдем по другому пути, потому что у нас сегодня технологии и компетенции 2022 года. Российские в том числе», — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью газете «Коммерсант».
Технологическая изоляция никогда не идет на пользу. Годы совместной работы с западными компаниями имели как отрицательный, так положительный результат. Отечественный менеджмент набрался опыта и знаний о специфике взаимодействия с западными поставщиками. Работа с канадской Magna и инжиниринговыми центрами Renault позволила довести платформу «Lada B» до международных стандартов и начать выпуск отечественной модели Vesta, права на которую принадлежат только АвтоВАЗу. Полученный опыт позволит найти новых поставщиков и развивать отечественные разработки уже самостоятельно.
«У нас только производителей грузовых автомобилей на сегодняшний день три. Это КамАЗ, ГАЗ, “Урал”. Легких коммерческих автомобилей — ГАЗ, КамАЗ и “Соллерс”.
Легковых автомобилей — АвтоВАЗ как основной, “Соллерс”, Haval и теперь уже завод “Москвич”, который сейчас завершает свою работу по концепции развития и до конца года выпустит первый автомобиль в кооперации.
Далее — липецкий “Моторинвест”, который подписал СПИК (специальный инвестиционный контракт), и их планы не поменялись, а наоборот, теперь существенно выросли, потому что изначально они рассчитывали входить в тесный рынок, а сегодня есть возможность выходить на освободившийся рынок», — рассказал Денис Мантуров.
Какие планы у автопроизводителей?
Первым среди иностранных компаний запустил производство российский завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», принадлежащий китайской компании Haval. Завод построен в Тульской области и получает комплектующие из Китая. Как оообщила пресс-служба Haval, на мощностях предприятия производятся кроссовер F7 и его купеобразный вариант F7x, рамный внедорожник H9 и паркетник Jolion. В начале апреля на конвейер завода встала еще одна модель — кроссовер Haval Dargo. Правда, все эти автомобили слишком дороги и не могут быть массовыми. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-апрель Haval продал в России 9123 автомобиля, что только на пять процентов меньше, чем за тот же период прошлого года.
Что касается планов «Моторинвеста», то, по сообщениям ТАСС, компания вложит 13 млрд рублей за 11 лет в организацию производства электромобилей под брендом Evolute в Липецкой области. За это время планируется произвести более 242 тыс. электромобилей пяти моделей глубокой степени локализации. Как ожидается, пробег на одном заряде батареи у производимых электромобилей составит от 200 до 700 км.
Самым же важным начинанием будет разработка новой платформы для АвтоВАЗа. По словам главы АвтоВАЗа Максима Соколова, при разработке новой архитектуры планируется использовать «определенные наработки, базирующиеся на платформе LADA Vesta. Всего на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этом году планируется направить 1 млрд рублей. Помощь АвтоВАЗу окажут Министерство и российский научно-исследовательский институт автомобилестроения ФГУП «НАМИ», ставший акционером АвтоВАЗа.
https://www.kommersant.ru/doc/5413480