Родители часто проявляют излишнюю бдительность и опеку, лишая тем самым ребёнка самостоятельности. Как найти грань между чрезмерным вниманием к ребёнку и его реальной безопасностью?
«АиФ»: – Как родителям не умереть со страха, отпуская ребёнка в школу или гулять на улицу?
Ю. К.: – Создавая системы двойного, тройного контроля, мы тем самым повышаем возможность оперативного вмешательства в случае нестандартных ситуаций. Наверное, если беда происходит, самое важное – это скорость реагирования. В большинстве случаев, если начать действовать быстро, многие опасные ситуации можно предотвратить или снизить их вред до минимума. И речь не только про незнакомых людей, но и про «плохие компании», о наличии которых мы узнаём уже тогда, когда наркотики – уже неотъемлемая часть жизни подростка. И про роль «козла отпущения» в школе. И про многое другое. Чем раньше у нас появляются сигналы о том, что что-то не так, тем раньше мы можем скорректировать ситуацию. И важно помнить, что не всегда ребёнок может вам обо всём рассказать.
Во-первых, иногда он просто не знает, что какая-то информация важна. И может не рассказывать целенаправленно о хорошем дяде, который уже несколько дней угощает детей конфетами на улице. Но если у вас есть привычка разговаривать о том, что происходило в течении дня, вы можете об этом узнать между прочим. Постарайтесь не напугать ребёнка предположениями, охами и ахами, а выяснять факты, чтобы дать какой-то алгоритм действий ребёнку на следующий раз и проверить ситуацию самостоятельно. Найдя доброго дядю и выяснив, кто это – старик-ветеран из соседнего подъезда, угощающий детей конфетами, или подозрительное лицо, о появлении которого стоит немедленно сообщить другим родителям и, хорошо бы, полиции?
А иногда о чём-то ребёнок не говорит, потому что считает, что ваша реакция на информацию будет чрезмерна и неприятна. Например, он может не сказать, что сегодня они с ребятами лазили за гаражи, потому что считает, что вы будете его ругать. Именно для этого важно – общаться с родителями друзей своего чада, учителями, мамочками и старушками на вашей улице, продавцами в соседних магазинах. Просить отзваниваться не только ребёнка о том, что он вышел из музыкальной школы, но и преподавателя или охрану. Быть бдительным и знать, где находится ребёнок в данный момент и, что не менее важно, чем он живёт, чем интересуется, с кем общается, что чувствует.
Если вы знаете, что ваша девочка млеет при виде любой кошечки или собачки – это зона риска. И стоит подробно проговаривать, что плохие люди могут рассказывать любые вещи, в том числе просить помочь найти сбежавшую собачку, достать застрявшего в водопроводной трубе котёнка, пообещать показать маленькое животное. И что в этом случае, как и в любых других, когда незнакомый человек заговаривает с ним, нужно сразу уходить ближе к другим взрослым и, если надо, говорить другим, что он не знает этого человека. Хороший человек не обидится, а поймёт. А плохому – лишнее внимание не нужно.
Именно степень доверия своему ребёнку поможет не сходить с ума от волнения за него.
Когда уровень тревоги высок, стоит проверить – что вы ещё можете сделать? Если вы неоднократно с ребёнком проговорили возможные ситуации и алгоритмы поведения в них, если вы убедились на опыте, что ребёнок усвоил информацию и ведёт себя в соответствии с ней, если ребёнок знает, где он живёт, как с вами связаться, к кому и как обращаться за помощью – даже если при учёте всех этих действий вы всё равно не можете ни на шаг от него отойти, значит, вы считаете себя плохим родителем или своего ребёнка очень глупым и недееспособным.
А он может быть таким, только если вы не справились с воспитанием и обучением. Научитесь доверять себе. Невозможно предусмотреть всё или всё сделать в этой жизни за ребёнка. Доверяйте себе в том, что вы сделали всё, чтобы ваш ребёнок был максимально информирован и знал, как себя вести в стандартных и нестандартных ситуациях, чтобы он доверял вам и вашему опыту.
«АиФ»: – Почему иногда родители очень боятся за своих детей и оберегают их от всего на свете? Как научиться оценивать ситуацию трезво?
Ю. К.: – Родители могут чрезмерно оберегать ребёнка от всего на свете по разным причинам. Но это всегда связано с собственными страхами значительно больше, чем с реальной ситуацией или способностью ребёнка адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Чаще всего это характерно для женщин, которые сильно привязаны к своей роли матери. И может быть, это единственная роль, которую они играют. Соответственно, только когда они проявляют заботу о ребёнке, они в собственных глазах чего-то стоят. Отсюда – нежелание и неспособность давать ребёнку свободу и возможность самостоятельных действий. Потому что это угроза её существованию. Если ребёнок будет самостоятельный, чем будет заниматься она? И тогда опека становится гиперопекой и часто бывает неадекватна ситуации. В жизни такие варианты видны именно из-за своей неадекватности. В них много слов о заботе, но мало самой заботы. Ведь видно, как маленькому мальчику или девочке не нравится постоянное присутствие мамы рядом и реагирование на любой чих – в школе, на улице, дома. Он или она об этом говорит, устраивает истерики и саботажи. А мама продолжает причитать – я так о нём забочусь, а он неблагодарный. Или тихо вздыхает. Или напротив – гордится и выставляет напоказ свою заботу. Бывает так, что родители пережили утрату одного из детей или в их опыте была смерть ребёнка. И этот опыт толкает на то, чтобы оберегать живого ребёнка от всего на свете. Потому что вероятность потерять и его становится для них очень высока. А пережить такую потерю ещё раз им кажется невозможным. И тогда это скорее про «уберечь себя от страшных чувств», чем уберечь ребёнка от реальной опасности. Если мы говорим про фобии, то они чаще всего более конкретны и связаны с одним из аспектов безопасности.
Если мама боится, что ребёнок задохнётся во сне, она будет постоянно по ночам слушать его дыхание, таким образом передавая ребёнку свою тревогу.
Если вы в какой-то момент осознали, что ваша забота о ребёнке продиктована не реальным желанием его обезопасить, а вашими личными страхами, которые мешают быть в контакте с реальностью, то это хорошо, потому что первый и самый важный шаг сделан.
Когда это осознанно, с этим что-то можно делать. Либо обратиться за помощью к психологу, либо находиться в контакте со своим страхом. И каждый раз, когда хочется проявить заботу о ребёнке, задаваться вопросом – ситуация действительно требует именно такого вмешательства или я снимаю свою собственную тревогу?
И тогда решать – делать или не делать. Но родителю, так же, как ребёнку, важно помнить, что плохие люди и плохие ситуации существуют. Как в анекдоте: «Если у вас паранойя, это не значит, что вас не преследуют».
«АиФ»: – Мобильный телефон – играет ли он защитную роль для жизни ребёнка?
Ю. К.: – Мобильный телефон как возможность связи в любой точке в любое время, безусловно, снижает уровень тревоги родителей. Но важно научить ребёнка пользоваться мобильным телефоном. Не в том смысле, чтобы он знал, где какие кнопки расположены, а в том, чтобы он знал, как вас найти или что делать, куда звонить, если вы не отвечаете. У ребёнка должны быть все необходимые телефоны и инструкции. Звонить ребёнку можно столько раз, сколько нужно. Важно понимать – зачем вы это делаете. И насколько вам важен комфорт и чувство собственного достоинства ребёнка. Лучше всего договориться о правилах звонков, чтобы они не воспринимались как контроль и навязчивость. Вы должны спокойно принимать ситуацию, когда ребёнок не может вам сразу ответить.
Нет необходимости в панике, не стоит сразу же начинать обзванивать все морги или кричать о «сердечном приступе», когда ребёнок перезванивает. Если мы получаем негативные эмоции, делая что-то, то в следующий раз постараемся избежать этих эмоций. Если вы постоянно названиваете своему ребёнку и отчитываете его, то у него не будет радости при виде вашего звонка.
Наличие мобильного телефона – это всего лишь ещё один возможный способ получения информации о местонахождении и самочувствии ребёнка. Но никак не средство мгновенной связи и не панацея от всех бед.