Как ужиться с пожилым человеком?

Взывайте не к логике, а к чувствам

Одна из главных бед пожилого человека – потеря гибкости в мышлении. Старики руководствуются представлениями и правилами, которые были усвоены ими десятки лет назад и с тех пор, возможно, утратили смысл.

   
   

Моя бабушка, например, делает вместе со мной ягодно-фруктовые маски для лица и уверяет, что после этого у нее разглаживаются морщины. Я считаю, что в 76 лет маски вряд ли приносят пользу, но бабушке этого не говорю. Она, в конце концов, имеет право поступать так, как хочет.

Хуже приходится, когда старики пытаются распространять свои правила на вашу жизнь. Переехав на время к бабушке, я вынуждена была постоянно слышать ее ворчание, что порчу волосы слишком частым мытьем, что голову не стоит мыть чаще раза в неделю. (Видимо, эта информация из перекидного календаря сорокалетней давности.) Можно было, конечно, поспорить, заявив, что это ее не касается. Но это значило ее обидеть. Приходилось искать другие пути. Я расставляла перед бабушкой флаконы с шампунями и как хороший промоутер рассказывала об их уникальных свойствах. На время подобный метод наглядной агитации срабатывал. Иногда я начинала расспрашивать бабушку, чем раньше мыли волосы. Она пускалась в воспоминания о том, что им приходилось пользоваться мылом. Я в ответ намекала, что, может быть, рекомендации реже мыть голову были вызваны экономическими причинами, а не заботой о состоянии волос. Бабушка смеялась, вполне допуская такую возможность.

В общем, как и во многих других ситуациях, терпение и чувство юмора лучше всего помогают избежать напряженности в отношениях со старыми людьми.

Приемы рокировки

Автор фото: TS/Fotobank.ru 
 

Бабушка две недели пыталась убедить меня, когда я иду за молоком, брать с собой не только банку, но и сумку. Машина, развозящая молоко, останавливается возле дома, и сумка мне была не нужна. Однажды бабушка сказала: «Смотрю, как ты несешь банку, и руки начинают дрожать, кажется, вот-вот уронишь». Она представляла себя на моем месте и физически ощущала тяжесть и неудобство. По этой же причине она «тиранила» меня, уговаривая надеть что-нибудь на голову, как только погода портилась. Ей, почти полжизни проходившей в платочке, казалось, что моя голова должна мерзнуть. Я попыталась перенести свои ощущения на бабушку и сказала: «Для меня покрыть голову – это все равно, что тебе ходить без платка. Походи так – как ты будешь себя чувствовать?» Бабушка от эксперимента отказалась, прекратив настаивать на своем. Этим приемом я потом пользовалась часто и достаточно успешно.

Старикам часто кажется, что окружающие делают все не так хорошо, как это сделали бы они сами. Иногда, чтобы избавиться от советов, достаточно ненавязчиво привлечь пожилого человека к работе, которую он критикует в вашем исполнении. Моя бабушка, например, быстро убеждалась, что сама она с делом не справляется: руки не держат, глаза не видят, былой ловкости нет. И уходила, предоставляя мне все делать самой: «Ну, как знаешь!»

Меняйте не человека, а среду

Вовсе не из вредности старики доставляют нам столько хлопот в быту. Им просто тяжело вести себя по-другому. Стол у бабушки всегда заставлен баночками, пакетиками, чашками, тарелками. Ей тяжело всякий раз тянуться к полке. Ей гораздо легче кормить кошек, бросая им кусочки со стола, чем идти и насыпать корм в мисочку. Бабушка знает, что я час назад вымыла пол, и какое-то время это ее сдерживает. Но вид беспокойно встающих на задние лапки кошек, их мяуканье – сильнее.

   
   

Убеждать старика вести себя по-другому бесполезно. Куда проще изменить ситуацию. В кухне я переставила все так, чтобы предметы первой необходимости были не на полках, а в кухонном столе. Кошек, перед тем как сесть за стол, я кормила сама и закрывала в прихожей.

«Организовывать среду» придется часто. Для многих стариков характерно так называемое «полевое поведение», они делают то, что диктуют им непосредственно воздействующие на органы чувств сигналы. При этом могут забыть о каких-то первоочередных делах, не учесть важных обстоятельств.

Проявляйте интерес

Те, кто живет со стариками, знают, как часто они рассказывают одни и те же истории. Можно, конечно, слушать вполуха, думая о своем. А можно – задать вопрос, потом еще и еще… И узнать много нового и интересного.

Сколько раз бабушка рассказывала мне, как в старые времена на Украине, где она жила, одевали невесту. Как та разносила по селу печеные шишки, приглашая родственников на свадьбу. И вот однажды вместо обычного молчаливого кивания я спросила, как же делались эти шишки. Бабушка оживилась, вспомнила рецепт, показала, как раскатывали, нарезали и заворачивали тесто. Потом, сама удивляясь своей памяти, стала сыпать приговорками и припевками, которыми обменивались гости на свадьбе. Получился прекрасный фольклорный вечер.

После сорока лет мы теряем ежедневно примерно двадцать тысяч нервных клеток. Гибель нейронов ускоряется из-за их бездействия. С годами все меньше осмысливается новой информации. Остается ограниченный круг привычных дел, воспоминаний и размышлений. Со временем оказавшиеся ненужными клетки гибнут – и деградация становится необратимой. Но можно отсрочить старость. Путь прост – мозг должен работать.

Очень часто мне хотелось отослать бабушку на ее диванчик, чтобы «не путалась под ногами», и самой переделать хозяйственные дела. Но я, наоборот, придумывала для нее занятия, не обременительные физически. Кстати, у занятого делом старика нет ни времени, ни возможности наблюдать за вами и надоедать советами.

На стол возле бабушкиного диванчика я кладу газеты или книгу, не упускаю случая принести попробовать какой-нибудь экзотический продукт, обсуждаю с ней увиденное по телевизору.

Чем ближе к старости наши родственники, тем более гибкими в общении с ними нужно быть нам. И тогда жизнь с пожилыми людьми будет приносить вам радость.

Антонина ТРЕТЬЯКОВА, психолог

Смотрите также: