Борис Минаев: «Долгий путь обучения доброте»

Борис Минаев. © / Из личного архива

Борис Минаев,  автор повестей «Детство Левы», «Гений дзюдо», романа «Психолог, или Ошибка доктора Левина»:

   
   

На даче мы увидели снегирей.

– Смотри, смотри! – громко закричала Ася. Ожидая обнаружить прорванные трубы или еще какое-нибудь стихийное бедствие, я ринулся на помощь.

Но оказалось, это были красногрудые птички, которых мы в последний раз видели на картинке в учебнике по природоведению для 5‑го класса.

С тех пор возникла тема кормушек. В Мещерском парке Москвы, неподалеку от старого Переделкино и от новомодного Сколково, я увидел не только толпы лыжников (тоже подзабытая зимняя картина, а ведь когда-то люди с зачехленными лыжами и рюкзаками в выходные просто заполняли московское метро и пригородные поезда), но и удивительной красоты кормушки. Для белок, для птиц, чуть ли не для крупного рогатого скота, разной формы и из прекрасного дерева.

До такого совершенства мы не дошли, но вырезали парочку из пластиковых бутылок и повесили на забор, поскольку крупных деревьев на нашей даче пока нет. Стали обсуждать корм – семечки, пшено, крошки хлеба. Снегири, правда, больше не прилетали, зато появлялись синицы.

А я задумался вот о чем. На наших широтах и при нашей погоде тема эта – всегда актуальная. Мерзнут и голодают не только птицы и звери в парках и лесах. Мерзнут и голодают люди. Бомжи, сидящие у теплых выходов метро, у теплоцентралей, в открытых подъездах. Беспризорники, которых не успела отловить милиция.

   
   

Жители районов, в которых действительно что-то прорвало и что-то отключилось. Они, в общем-то, ничем не хуже снегирей и синиц (в том смысле, что они тоже заслуживают жалости и «кормушек» в широком смысле этого слова). Но говорить о них как-то не очень принято и помогать им тоже. Ну, был бы хоть какой-то открытый счет для замерзающих. Или какой-то телефон, куда можно позвонить.

Мы, увлеченные своей многотрудной жизнью, информационным потоком, не только сами не проявляем «зимнее» милосердие, но и наших детей и внуков этому не учим. В советской школе строительство кормушек для птиц практически входило в школьную программу. Сейчас – сомневаюсь.

Соответственно, нет первой ступеньки, с которой можно начинать долгий путь обучения доброте, состраданию – к тем, кто в этом нуждается. К людям бедным, людям нищим. Людям другого цвета кожи, другой национальности, которые в эту зиму тоже ютятся по московским заброшенным подвалам и домам, замерзая и голодая, такие тоже есть. Школьников не учат раздавать им горячий суп и собирать для них теплые вещи.

Может быть, очень сложная проблема, не знаю, не работал в школе. Но точно знаю одно – начинать надо со снегирей.

Смотрите также: