Учёные определили тип «проблемных врачей»: они совершают ошибки чаще всего

Мы уже писали о том, что больше всего раздражает врача в пациенте. В топе списка, как ни странно, несоблюдение личной гигиены, жалобы на систему здравоохранения и неумение чётко изложить свои жалобы. Американские исследователи пошли дальше и выяснили, что чем чаще врач сталкивается с этими стресс-факторами и чем острее на них реагирует, тем хуже он работает.

   
   

Исследование, опубликованное в журнале «Достижения медицины», показало, что некоторые врачи более раздражительны по отношению к грешкам своих пациентов и из-за этого совершают больше профессиональных ошибок. Уровень удовлетворённости работой среди этих врачей значительно ниже среднего: они подвержены постоянным стрессам и уделяют меньше внимания отдельному пациенту.

— Очевидно, что дело не только в том, что есть «проблемные пациенты», есть ещё и проблемные врачи, причём разница между ними не так уж велика, — говорит один из сторонников этой теории, автор доклада «Проблемные врачи» доктор Эрин Кребс.

В ходе исследования специалисты опросили 422 врача-терапевта. Участников спрашивали, как часто им встречаются проблемные пациенты и что именно раздражает в них больше всего. Наиболее частыми ответами по-прежнему остались жалобы на систему здравоохранения и неумение рассказать о своих симптомах. Вклинилось в тройку лидеров и выклянчивание рецепта на ненужное больному лекарство. (Для России это мало актуально, так как у нас список рецептурных лекарств по-прежнему мал. В Америке же большинство таблеток, доступных у нас в любой аптеке, без бумажки от врача не получишь.) В результате опрошенные разделились на 3 группы: 27% врачей жаловались, что их пациенты раздражают их постоянно, 63% рапортовали об умеренном количестве «проблемных» клиентов, 10% считали, что встречаются с подобными людьми очень редко.

На основе анкет, заполненных участниками, исследователи составили портрет так называемого «проблемного врача», то есть того самого раздражительного и неудовлетворённого доктора, которому плохие пациенты видятся на каждом шагу. Как правило, это совсем молодые специалисты, причём в подавляющем большинстве женщины. Они в 4 раза больше страдают от стресса и признаются, что выходят из себя, в 12 раз чаще, чем остальные. Причём раздражать их могут самые обычные вещи. Например, несколько опрошенных заявили, что не переносят, когда пациенты жалуются на «слишком неопределённые симптомы» — головокружение, слабость, сонливость, утомляемость.

Что же делать, чтобы не впасть в немилость у такого врача? Ведь если уж вы обратились к специалисту, ваше здоровье отныне находится в его руках. На основе своего опроса авторы исследования составили общие рекомендации для пациентов, которые не хотят невольно повлечь врачебную ошибку.

— Это не значит, что в ошибках врачей виноваты пациенты. Просто мы постарались дать советы, которые помогут провести с врачом продуктивную беседу за отведённое на визит короткое время, — говорит соавтор исследования доктор Пери Эн.

   
   

Что же делать?

1. Составьте список своих жалоб и определитесь, что беспокоит вас больше всего. Не стоит вываливать на терапевта всё, что накопилось за последние полгода — лишние сведения могут сбить врача с толку и потратят его время. Если ему нужно будет что-то узнать, он спросит об этом сам.

2. Принесите с собой своё лекарство. Если вы регулярно принимаете какие-либо таблетки, запишите их названия или захватите с собой упаковку. Это важно по многим причинам: например потому, что лекарства могут вызывать один из ваших симптомов или обладать несовместимостью с другими препаратами.

3. Выкладывайте всё сразу. Если вас мучают боли или вы подозреваете у себя какую-то болезнь, скажите об этом в начале беседы — не берегите свои опасения до того момента, пока будете стоять у выхода из кабинета. Врач должен сразу понять, чем ему заниматься — головной болью или резями в желудке.

4. Всегда говорите правду. Если вам прописали лекарство, а вы не принимали его или принимали через раз, так и скажите — не пытайтесь обмануть врача. Хорошо, если врач попался проницательный и быстро понял, где вы слукавили. В противном случае, вы навредите сами себе, поскольку всё лечение может пойти не так, как следовало бы.

5. Не ссылайтесь на Интернет или опыт знакомых. Если врач назначил вам какой-то препарат, а вы «где-то слышали о другом», спросите, подойдёт ли он вам, если нет, то почему. Не вступайте в спор, ссылаясь на авторитет прочитанной в Интернете рекламы или опыт знакомых знакомого.

Смотрите также: