Учёные обнаружили ген риска. В ком он сидит?

   
   

Они такими были в детстве: не могли долго сидеть неподвижно, слушать других, удерживать внимание на том, что им неинтересно, выполнять инструкции. В общем, плохо вписывались в школьную систему.

Отличительное свойство этих детей – постоянная потребность в новизне. Скука для них – одно из самых мучительных переживаний, и они на многое готовы, чтобы ее избежать.

Охотники среди земледельцев

Считалось, что такого рода дефекты возникают вследствие неблагополучной беременности или сложных родов. Но специалисты, которые занимались проблемой, замечали, что эти особенности часто прослеживаются в семьях на протяжении нескольких поколений, а значит, не могут зависеть только от ловкости акушерки. Особенно отчетливо это понимали те, кто сам был звеном такой цепи. Как, например, Том Хартман, психотерапевт, педагог и автор нескольких бестселлеров, носитель той самой наследственности и отец троих гиперактивных детей. Он писал о генетической (и весьма древней) природе этого явления задолго до того, как генетики обнаружили носитель этой наследственности – ген DRD4 7R.

В своих книгах он выдвигает гипотезу об «охотниках среди земледельцев». Те свойства, которые считаются дефектами в обществе фермеров и клерков, а также в школе, их готовящей, необходимы и уместны в жизни первобытного охотника. Его внимание не зацепляется за что-то одно, но непрерывно «сканирует» окружающую среду, реагируя на любые изменения. Его импульсивность выручает в ситуациях, когда думать нет времени, нужно действовать мгновенно. Постоянное движение и высокий уровень адреналина – элементы его повседневной жизни. Стремление к риску настолько же необходимо охотнику, насколько оно противопоказано земледельцу. Охотник, который не отправляется на поиски добычи (что неизменно связано с риском), а остается дома, оставит семью без пищи и не выживет сам. С другой стороны, склонный к риску земледелец также обречен. Свойства, которые приносят ему успех, – другого рода.

Сегодня на земле доминируют земледельческие сообщества. Они закономерно поглотили охотничьи племена по той простой причине, что одно и то же количество земли может прокормить в десять раз больше земледельцев, чем охотников. Если не считать нескольких малочисленных, сохранивших первобытный уклад, обреченных на скорое исчезновение племен, то на земле практически не осталось народов-охотников. Однако сохранились гены, и их носителей не так уж мало. Они есть в составе любого народа, хотя доля их сильно различается: от внушительных 3-10% среди жителей североамериканского континента до ничтожных долей среди народов Азии.

«Плохие» гены долго не живут

Появление гена DRD4 7R ученые относят ко времени порядка 40 000 лет назад, когда наши общие предки только лишь двинулись из Африки на просторы других континентов. Это объясняет, почему ген встречается у всех народов и рас. Это объясняет также его широкую распространенность. 

   
   

Парадокс в том, что современное общество воспринимает носителей этого гена как дефективных, имеющих поломку в голове. Однако вредные гены не живут так долго и не распространяются так широко, а, напротив, исчезают из генетического пула человечества.

Момент появления гена многое объясняет: в эпохи перемен, приспособления к непривычным и меняющимся условиям этот активный и «адаптивный» ген дает своим носителям явные преимущества. Ведь новизна, пугающая других, – их родная стихия. При этом ген дает преимущества и тем племенам, в которых есть его носители.

Зато в эпохи стабильности носители этого гена всем только мешают. Часть таких людей заполняет «инновационные» ниши, если такие существуют в их сообществе, другие отправляются на поиски новых земель. Интересная деталь: американские индейцы, как известно, являются близкими родственниками некоторых азиатских народов, ушедших в свое время осваивать новый континент, и генетически они сохранили большое сродство. При этом у индейцев ген DRD4 7R встречается в десятки раз чаще, чем у родственных им народов Азии. То есть его носители либо в массе отправились за океан, либо были тем или иным способом удалены из общества в целях сохранения стабильности. Напротив, жизнь индейских племен на огромных малозаселенных и диких просторах давала все преимущества носителям охотничьего гена.

В другие эпохи свои «гиперактивные» десанты отправляла в Америку и Европа. Поэтому среди белых американцев «охотничий» ген также встречается чаще, чем среди оставшихся жителей Европы. Похоже, именно этот ген сделал США такой динамичной и передовой державой, буквально помешанной на инновациях. Он  же делает их такими несносными, неугомонными, вечно лезущими не в свои дела.

Пример Эдисона

Томас Эдисон был, как известно, самым продуктивным изобретателем всех времен и народов, чье имя мир никогда не забудет. На самом деле благодарное человечество должно бы поставить памятник его матери, без которой из мальчишки, проучившегося всего два года в школе и признанного ни на что не годным, могло бы выйти что-то совсем другое. Когда он был выгнан из третьего класса за невнимательность, непоседливость и бестолковость, она не пошла упрашивать, чтобы ребенка взяли обратно, не стала вправлять мозги десятилетнему негоднику, а сама взялась за его обучение. При этом мальчику позволяли заниматься тем, что было ему интересно, и даже по возможности помогали. Когда он оборудовал в доме химическую лабораторию, мать лишь попросила перенести это опасное предприятие в сарай, чтобы не спалить жилье. В итоге к шестнадцати годам Эдисон был уже сложившимся изобретателем. В этом возрасте он пошел работать в железнодорожную компанию и в первые месяцы придумал совершенно новое сигнальное устройство, которое прослужило на железных дорогах более века. Всего же за свою жизнь он подарил миру 10 000 (!) изобретений, включая электрическую лампочку, микрофон и фонограф.

Феномен Эдисона – ярчайшее проявление тех возможностей, которые открывает при правильном приложении «дефектный» ген.

А вот носители беспокойного гена, не попавшие в МЧС, не ставшие летчиками-испытателями или сыщиками, пополняют ряды авантюристов, азартных игроков или наркозависимых. Их загоняет туда поиск сильных раздражителей – или острых ощущений, – не нашедший иного применения.

Хорошо, что сегодня в моде экстремальный спорт, которого в отличие от неоткрытых земель и космических ракет хватает на всех.

Кстати

Портрет «охотников». Они по натуре:

>> энтузиасты,

>> творцы,

>> неорганизованны,

>> склонны к риску,

>> обладают нелинейным мышлением,

>> новаторы,

>> легко отвлекаются,

>> способны к исключительной концентрации внимания,

>> эксцентричны,

>> плохо переносят скуку,

>> импульсивны,

>> предприимчивы,

>> энергичны,

>> знают, что значит быть аутсайдером.

Из них, если повезет, получаются изобретатели, первооткрыватели и лидеры, но почти никогда не выходят хорошие бухгалтеры и добросовестные исполнители. Система образования, отлаженная для производства исполнителей, их отторгает или ломает.

Смотрите также: