Смогла бы современная медицина спасти Бетховена?

   
   

Трудное детство

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне, в то время маленьком провинциальном городке на берегу Рейна. Его мать рано умерла. Отец – артист и певец при дворе местного князя, пристрастившись к вину, не мог обеспечить своим детям сносное существование. Побоями он заставлял одаренного, но упрямого сына заниматься музыкой. Демонстрируя публике его уникальные способности, отец зарабатывал неплохие деньги, которые тут же пропивал.

Юный Людвиг едет учиться в столицу Австрии Вену. Там он живет в сыром полуподвале, непрерывно страдает простудными заболеваниями.

Однажды юноша обнаруживает, что плохо слышит высокие звуки. Периодически в ушах появляется шум, напоминающий трели соловья. Он не придает этому значения. А между тем это начинает развиваться глухота.

Венские врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Они полагали, что юноша переутомляется. И их неоправданный оптимизм сыграл злую шутку. Болезнь оказалась запущенной. Теперь в ушах день и ночь стоит непрерывный шум.

Прогрессирующее понижение слуха великий композитор воспринял как удар судьбы. Изматывающий нервы недуг заставляет музыканта покинуть Вену и поселиться в маленькой деревушке Гейлингенштадт. Однажды к нему приезжает его ученик. Он обращает внимание Бетховена на искусную игру пастуха на свирели. «Какая свирель?» – растерянно и неловко крутит головой композитор. «Разве вы не слышите?», – удивляется ученик. Смуглое лицо Бетховена становится бледным. Он срывается с места и, перепрыгивая через заросли кустарника, бросается бежать.

Причины болезни

Причин частичной или полной утраты слуха много. Среди них: неблагоприятная наследственность, врожденные тугоухость и глухота; осложнения после менингита, скарлатины, кори, гриппа; травмы, а также возрастная тугоухость. Слух может ухудшиться из-за длительного воздействия сильных шумов. Такая глухота подкрадывается незаметно. Широко известно ослабление слуха у артиллеристов и профессиональных охотников, а также у музыкантов молодежных ансамблей, так называемых металлистов. Громкость звучания ударных и других инструментов таких музыкальных групп близка к болевому порогу.

   
   

На слух ребенка неблагоприятное влияние оказывают вирусные инфекции (особенно краснуха и грипп), перенесенные будущей матерью в первые три месяца беременности. 20% случаев тугоухости или глухоты связаны с гриппом. В последние 40 лет среди причин нарушения слуха большое место отводится так называемой медикаментозной тугоухости. Бесконтрольное применение таких антибиотиков, как стрептомицин, мономицин, канамицин, неомицин, может привести к частичной или полной утрате слуха.

Около 25% людей страдают наследственными тугоухостью и глухотой. Вероятность рождения слабослышащего или глухого ребенка возрастает в сотни раз, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Известны случаи, когда по религиозным или иным мотивам в определенной национальной подгруппе браки заключались между сравнительно близкими родственниками, в том числе и страдающими наследственными нарушениями слуха. За десятки веков, в течение которых действовали эти пагубные обычаи, число слабослышащих и глухих в подобных национальных подгруппах иногда превосходило число слышащих.

Кроме всех вышеперечисленных факторов причиной тяжелой тугоухости могут быть такие заболевания, как отосклероз, болезнь Меньера, ранее перенесенные отиты. Большинство этих заболеваний в настоящее время благодаря стремительному развитию микрохирургии успешно лечатся.

Отчаяние

Близким людям музыкант в письмах доверительно сообщает о своем недуге и просит их сохранить его тайну. Бедный Бетховен боится, что о его несчастье узнают враги и завистники. Но болезнь прогрессирует, и от этого все тоскливее становится на душе маэстро. Он опасается, что факт его глухоты может попасть в столичные газеты.

Перед Бетховеном встает неразрешимая проблема. Чем заниматься, когда он полностью и навсегда оглохнет? Становиться трубочистом или пасти коров и коз? Композитор подумывает о самоубийстве. Пишет младшим братьям трогательное письмо, известное как «Гейлингенштадтское завещание». К счастью, он не решается на отчаянный поступок. И, преодолев отчаяние, неистово приступает к работе над бессмертной «Героической симфонией».

Гибель нерва

Особо хотелось бы остановиться на так называемой нейросенсорной тугоухости, раньше она называлась «неврит слуховых нервов». Это тяжелая патология, вызываемая всеми вышеизложенными причинами. Она нередко ведет к тяжелой инвалидизации, лишая человека возможности нормально жить, работать, учиться, общаться с друзьями, путешествовать…

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечения, как показывает многолетний опыт, при этом заболевании неэффективны. Тугоухость продолжает прогрессировать. Надежда – только на хирургическое вмешательство. Кохлеарная имплантация применяется, только когда поражен непосредственно слуховой нерв, когда происходит его атрофия, то есть гибель.

Что же касается лечения хронической вторичной сенсоневральной тугоухости, то эта форма болезни обусловлена не поражением непосредственно слухового нерва, а нарушением проведения звуковой энергии к нему. У больного изменен физико-химический состав ушной лимфы (жидкость во внутреннем ухе). Сам же слуховой нерв при этом остается вполне дееспособным и может активно участвовать в проведении звуков, поступающих из внешней среды в центральные отделы головного мозга. Следовательно, нормализуя ушную лимфу, а также усиливая собственные так называемые физиологические механизмы проведения звука к слуховому нерву, можно увеличивать интенсивность звука, которая оказывается достаточной для достижения социально-адекватного слуха при весьма значительных его снижениях. Но достигнуть этого можно только с помощью хирургического вмешательства.

С 1998 по 2007 год этим способом 64 больным со вторичной сенсоневральной тугоухостью III и даже IV степени был возвращен слух.

Радость через страдание

К 45 годам Бетховен полностью потерял слух. Он уединяется и, кроме прислуги, никого к себе не пускает. Прогулки совершает лишь по вечерам, в сумерках. Пользуется слуховыми трубками, позже заводит «разговорные тетради» – и продолжает писать музыку.

И все-таки была ослепительная полоса в жизни великого маэстро: когда под овации публики он, пораженный глухотой, прекрасно исполнил «Девятую симфонию». Только ради этого грандиозного успеха ему стоило бороться и жить!

* * *

Если бы Людвиг ван Бетховен жил сейчас, врачи поставили бы ему диагноз «хроническая нейросенсорная тугоухость», спасли бы его от глухоты и мир получил бы еще не один музыкальный шедевр.

Наум Швацман, врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук, член Американской ассоциации меньерологов

Кстати

По данным Всемирной организации здравоохранения, 12% населения земного шара страдает значительной степенью тугоухости и глухотой. Это приблизительно столько людей, сколько живут в США и Канаде, вместе взятых. Из них 2% могут быть реабилитированы только хирургическими методами лечения.

Смотрите также: