Опасный дефицит
На профессиональном языке область научного интереса Анатолия Викторовича называется «медицинская элементология». Изучением особенностей минерального обмена веществ в организме человека и коррекцией его дисбаланса доктор Скальный занимается более двадцати лет. Уникальные исследования базируются на спектральном анализе волос, взятых с затылочной части головы пациента, обезжиренных и доведенных до полного растворения в нагретой до 100° С азотной кислоте. Результаты анализа подвергают компьютерной обработке, определяя отклонения того или иного микроэлемента от границ нормы, за пределами которой начинается болезнь.
Согласно данным Скального, чаще всего в организме россиян не хватает цинка. Недобор именно этого жизненно важного элемента, как правило, обнаруживают в волосах больных СПИДом, туберкулезом, часто болеющих детей. И… бесплодных мужчин: цинк стимулирует выработку мужского гормона тестостерона, а также Т-клеточный иммунитет. Поэтому люди с дефицитом цинка обычно часто и длительно болеют простудными, инфекционными заболеваниями.
А с дефицитом магния (элемент, регулирующий углеводный и белковый обмен, а также способствующий усвоению кальция и инсулина) – сердечно-сосудистыми, кожными заболеваниями, сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательной и нервной системы.
Не позавидуешь и тем, у кого недобор селена – универсального природного антиоксиданта, защищающего наш организм от таких грозных напастей, как рак толстой кишки, печени, молочной железы и атеросклероз.
Источник подобных состояний специалистам хорошо известен – неправильное питание, чрезмерное потребление горячительных напитков (алкоголь замедляет усвоение поступающих в организм микроэлементов), а также загрязнение почвы и воздуха (усвоение цинка, к примеру, блокируют продукты промышленной переработки свинца, кадмия и меди, а жизненно важного селена – серосодержащие выбросы).
Коварный перебор
В переизбытке полезных микроэлементов тоже нет ничего хорошего. По иронии судьбы перебор того или иного жизненно важного минерала чреват теми же неприятностями, что и его недобор. При избытке селена, например, страдают сердце, печень, желудочно-кишечный тракт (вплоть до образования опухолей), марганца – нервная и легочная системы: «фирменная» болезнь страдающих избытком этого микроэлемента сварщиков – астматические бронхиты и тремор (дрожание) рук.
А тех, кто занят в сталелитейной и металлургической промышленности, – различные нервные расстройства. Знаете, почему большинство революций происходило в промышленно развитых странах? У Анатолия Скального на сей счет собственное объяснение: все дело в экологии – избыток свинца возбуждающе действует на нервную систему.
Помимо отравленной производственными выбросами окружающей среды виновником гипермикроэлементозов (состояния, вызванные избытком того или иного микроэлемента) специалисты считают неправильное лечение. Чрезмерная забота о здоровье – палка о двух концах. В том, что это действительно так, Скальный и его коллеги, организовавшие десятки широкомасштабных скрининг-диагностических исследований населения Москвы, Новосибирска, Иркутска, Челябинска, Саратова, Курганской области, убеждались неоднократно. Взять хотя бы модную нынче тему нехватки йода. Дабы решить эту проблему, многие российские города буквально завалили йодированной солью. Даже государственную программу соответствующую приняли.
Вот только истинную потребность в йоде того или иного региона при этом не учли, считает Скальный. На самом деле картина весьма пестрая. Есть регионы, которым дополнительная йодная подпитка действительно необходима. Но есть и те, где народ и так «йодирован» сверх меры, где каждый лишний миллиграмм йода – отрава.
То же относится к чрезмерному поглощению всевозможных поливитаминов (заморских и наших). Большинство из них, считает мой собеседник, составлены без учета индивидуальных особенностей человеческого организма и элементарных законов химии. Так, витамины с высоким содержанием кальция угнетают усвоение цинка. Антагонистом цинка являются также железо и медь. Поэтому относиться к витаминным комплексам нужно с большой осторожностью.
Ахиллесова пята
И все же основным направлением своей работы профессор Скальный считает задачи не столько исследовательские, сколько чисто практические: понять истинную причину неподдающихся лечению хронических болезней и предупредить возникновение и развитие новых. Что, по его словам, является одним из самых перспективных направлений медицинской элементологии. Анатолий Викторович убежден: у каждого человека от рождения есть своя ахиллесова пята – склонность к дефициту того или иного микроэлемента. А значит, и склонность к определенным болезням. Узнать свою химическую формулу – значит, жить с открытыми глазами, знать, чем лечиться, что есть, где жить.
Кстати
Одна из самых первых областей применения уникального метода – криминалистика. Опытные криминалисты по анализу волос и сейчас могут составить портрет любого человека. В ваших локонах мало хрома? Скорее всего, у вас есть лишний вес (дефицит этого элемента – верный признак нарушенного липидного обмена). В волосах лиц субтильного телосложения чаще всего обнаруживается недобор кальция (на тонком каркасе много «мяса» не бывает), а низкорослых и коренастых – цинка (микроэлемент, стимулирующий рост). Женские кудри отличаются от мужских повышенным содержанием кальция, магния, цинка. А в волосах представителей сильной половины человечества преобладают железо, калий и натрий.
Смотрите также:
- Микроэлементы на страже здоровья. Для чего нам нужны цинк и магний →
- Нитраты: зло или благо? Что это за соединения и так ли они страшны →
- Опасный дефицит. Для чего нужен селен и йод? →