Отчего возникают нарушения письма? На вопросы отвечает доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
Точка утомления
В классе сидят 30 человек, и всех учат одинаково. Почему же тогда мой пишет каракули, которые никто не может разобрать, а остальные дети выводят буквы красиво?
Ирина, Орел
По нашим подсчетам, 60% детей испытывают трудности при обучении письму и чтению. Причины трудностей разные.
У кого-то к школьному возрасту движения руки еще не стали скоординированными. И это ни хорошо, ни плохо. Это индивидуальная особенность развития. Среди первоклассников таких детей примерно треть.
У кого-то с моторикой все в порядке, движения, в которых участвуют мелкие мышцы, ребенок выполняет легко, но почерк плохой, потому что малыш не может сконцентрировать внимание на том, что он делает, даже на минуту, – так бывает с гиперактивными детьми.
А у третьего прекрасная моторика, хорошая концентрация внимания, но зрительно-пространственное восприятие еще не развито. Такая особенность наблюдается у 35% поступающих в школу малышей. Созревать эта функция будет до 9-10 лет, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Дети с неразвитым пространственным восприятием хуже запоминают конфигурацию букв, чем их ровесники, поэтому и траектория письма им дается труднее.
Теперь представьте, что с такими детьми мы будем учить по несколько букв за урок. У них сразу ухудшится почерк и появятся ошибки.
Исследования физиологов показывают, что в начале обучения ребенок может непрерывно писать только 3 минуты. Дальше наступает утомление. Но это не учитывают ни учителя, ни родители. Родители, глядя, как их первоклашка делает уроки, обычно говорят: «Первую строчку он старался писать, а дальше не старался». А ребенок не «не старался», он не мог! Утомление привело и к нарушению почерка, и к ошибкам.
Методика обучения письму, которая применяется сейчас в школе, не соответствует физиологическим особенностям шестилетних детей. Она была рассчитана на восьмилетних. А срок обучения письму в школе, наоборот, сократился. Дети теперь должны научиться писать все буквы за 2 месяца.
Чаще всего именно гонка обучения и вызывает дисграфию.
Не спешите писать буквы
Получается, неправильной методикой преподавания ребенка можно довести до дисграфии? Но не родители определяют методику, а учитель. Можно ли защитить своего малыша?
София Игнатьевна, Смоленск
Прежде чем учить малыша писать, покажите ему, как правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку. Попробуйте чертить ровные прямые линии, как горизонтальные, так и вертикальные, любой длины. Это сложное задание, но ведь при письме приходится чертить линии в ограниченной строке, а это сложнее.
Следующий шаг – надо научиться чертить параллельные линии. Потом – рисовать круги и овалы. И только после этого можно ограничивать высоту линий, кругов и овалов. Учите ребенка видеть строку, середину строки, правую и левую часть листа, верх и низ.
Пишите линии в широкой 20-миллиметровой строке. И уже в последнюю очередь переходите к печатным буквам.
Мозг маленького ребенка пластичен, и дефицит зрительной памяти, и недостаток зрительно-моторной координации, и моторную неразвитость – все можно компенсировать, восполнить в дошкольные годы.
Подождем до 3-го класса
Сыну шесть с половиной лет, готовимся к школе. Вчера меня вызвала логопед и сказала, что у мальчика дисграфия, все буквы и цифры он пишет зеркально, поэтому у него в 1-м классе будут проблемы.
Ольга, Королев
Как можно говорить о нарушении письма, когда навык письма еще не сформирован!
Письмо – это не только движение рукой и пальцами, хотя даже этот технический навык не прост и формируется три-четыре года. Сначала ребенок должен понять, как пишется буква, как она расположена на строке, как ему вести руку, где остановиться… Для этого должно быть развито пространственно-зрительное восприятие. Когда малыш учится писать, рука у него слишком напряжена, потому что регулировать мышечное напряжение сложно, и обучение этому занимает тоже немалое время.
Так что судить, есть у ребенка дисграфия или нет, раньше 3-4-го класса мы не можем.
В 5-6 лет многие дети пишут буквы зеркально, и это естественно, ничего страшного в этом нет. Я бы вообще не рискнула говорить о дисграфии как о диагнозе, когда трудности письма не связаны с поражениями нервной системы, болезнями… Если причина неправильного письма – неврологические проблемы, диагноз должен поставить врач, а не логопед, не учитель и не школьный психолог.
Чаще всего плохой почерк, множество ошибок при письме: пропуски букв, недописанные буквы, перевернутые зеркально – это результат неправильного обучения.
Родной как иностранный
Что же делать с дисграфией после 10 лет? Как научить ребенка писать грамотно?
Елена Петровна, Москва
Мы предлагаем учить русский, как иностранный. Взять все тетради ребенка за год, выписать на карточки все слова, которые он писал неправильно, маркером подчеркнуть места ошибок. На обратной стороне написать правило и проверочные слова, если они есть, и поставить все карточки в ящичек.
Каждый день надо проработать 3 карточки. Три раза произнести слово с хорошей артикуляцией, три раза его написать, повторить правило, согласно которому пишется это слово. Отработали карточку – переложили в другой ящичек под названием «Пишу пра-вильно».
Может быть, это несколько механистический способ обучения, но этот метод уже помог сотням детей.
Смотрите также:
- Продолжительность жизни зависит от... характера! Умные энтузиасты живут дольше всех →
- Детская одарённость. Как понять, в чём талантлив ваш малыш? →
- Нужно ли детей тестировать на одаренность? ЗА и ПРОТИВ →