Как построить карьеру и не надорваться

   
   

Каждый хороший работник, который компетентен в своей должности, повышается начальством до той поры, пока не достигнет уровня своей некомпетентности. Это правило вывел профессор педагогики Университета Южной Калифорнии Лоуренс Дж. Питер и написал о своем открытии книгу.

Горе-начальники

Питер приводит истории множества хороших работников, среди которых был, например, школьный учитель, ставший позднее прекрасным директором школы. Дипломатичный и мягкий в общении, он мог разрешить любой конфликт. Но его назначили окружным инспектором отдела образования. Теперь ему приходилось заниматься финансами и закупкой оборудования для школ. А так как с самого начала своей карьеры учитель никогда не думал о деньгах, он тут же закупил для школ города компьютеры у фирмы, которая обанкротилась, прежде чем успела поставить товар.

Или, например, история автомеханика, который мог найти причину любой неисправности и терпеливо ее устранять. Когда же его назначили начальником цеха, он редко сидел в кабинете, а, засучив рукава, сам погружался в ремонт тех поломок, которые казались ему интересными, в то время как подчиненные толпились рядом в ожидании заданий. Неудивительно, что сроки ремонта машин в этом цехе постоянно срывались.

Болезни успеха

Человек, достигший вершины своей карьеры, не становится бездельником. Он хочет работать и часто по-прежнему работает много. Хотя его усилия приносят мало плодов.

Заметив это, он начинает страдать, плохо себя чувствовать, болеть. Опросив врачей, какие состояния они наблюдают у своих пациентов, высоко забравшихся по карьерной лестнице, Лоуренс Питер составил список «болезней успеха», куда вошли: язва желудка, гипертония, ожирение, алкоголизм, аллергия, бессонница, мигрень, экземы нервного происхождения, половое бессилие... «Синдром конечной остановки» – таким названием профессор объединил эти заболевания.

К счастью, большинство из нас пребывает в счастливом неведении относительно своей некомпетентности на пике карьеры. Невозможность справиться со всеми делами мы сваливаем на плохое самочувствие: «Если бы похудеть, избавиться от бессонницы, обуздать гипертонию... я мог бы сосредоточиться на работе и в два счета разгреб бы эти авгиевы конюшни!» Хотя на самом деле наши болезни – не предшественники тупика в карьере, а его следствие.

   
   

Выход для прозревшего

А что делать прозревшему, тому, кто видит, что уже достиг уровня некомпетентности, чтобы не впасть в депрессию, не потерять здоровье?

Для осознавшего свой предел есть два пути:

● Так как принцип Питера действует только внутри корпорации, можно выбраться из одной иерархии и переместиться в другую. Вполне вероятно, что там для вас еще не исчерпана возможность карьерного роста.

● Остаетесь на старом месте? Тогда займитесь отвлекающей терапией. Разводите цветы, рисуйте картины... Добейтесь компетентности в каком-либо хобби, и это сохранит вам здоровье и принесет душевный покой. А работа... Можно ведь подобрать толковых замов.

Хитрости уклонения

Но лучше всего, конечно, не достигать конечной остановки, а затормозить на предпоследней ступеньке карьерной лестницы. Хотя сделать это не просто: тоска по более высокой должности – типичное свойство человеческой натуры. К тому же семья, друзья, сослуживцы, начальство – все будут толкать вас вперед и не одобрят лобовой отказ от продвижения. Разумный человек создает впечатление, что он уже достиг своего уровня некомпетентности. Этот ход профессор назвал «уклонением Питера».

Хитрость в том, что, каким бы хорошим работником вы ни были, вас не повысят, если будут считать личностью эксцентричной или человеком, нарушающим корпоративный стандарт.

Питер приводит в пример своих знакомых – хороших работников, которые время от времени позволяли себе невинные чудачества: один, уходя с работы, оставлял выдвинутыми ящики письменного стола; другой проявлял мелочную заботу об экономии и постоянно гасил за коллегами в комнатах свет…

Эти люди были на хорошем счету у начальства, их друзья и домашние не замечали за ними никаких странностей, так что можно предположить, что их эксцентричное поведение на работе было намеренным.

Сам Лоуренс Питер несколько раз прибегал к «уклонению», когда его собирались назначить заведующим кафедрой. Он хотел читать лекции студентам, а не составлять расписания занятий других профессоров, поэтому пару раз оставил свою машину на площадке, отведенной для машины декана, а на ученом совете закурил от солнечного луча, поймав его увеличительным стеклом. Вопрос о его повышении больше не поднимался.

Безотказно действует в таких случаях и правило «Встречают по одежке...», даже если вас знают в корпорации уже давно. Достаточно нарушить дресс-код, чтобы вопрос о вашем повышении больше не вставал. Ну вот и все, теперь, когда вы так мудро выстроили карьеру, можно наслаждаться любимой работой и не бояться за свое здоровье.

У каждого пятого нет времени просто жить

Исследование, проведенное в рамках International Social Survey Program, показало, что 61% россиян хотят работать больше и зарабатывать больше. По числу желающих стать трудоголиками мы превосходим американцев в 2 раза, а норвежцев – в 4,3 раза. Длинный и вовсе не ограниченный какими-либо рамками рабочий день нас не страшит. Россияне готовы «пахать» и по 12 часов в сутки. Хотя каждый пятый в России считает, что работа не оставляет ему времени просто жить.

Смотрите также: