Сфера особого внимания

   
   

Слово - профессору, руководителю лаборатории по изучению миопии Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца Елене ТАРУТТЕ.

Близорукими рождаются

Первое чувство – удивление. Ну ладно школьники. С ними все ясно: компьютер, телевизор, учебные перегрузки – факторов, провоцирующих развитие близорукости (одна из наиболее частых патологий зрения), в этом возрасте хоть отбавляй. Но откуда возникает миопия у грудничков? Профессора Тарутту мой вопрос не удивляет. Об этом ее постоянно спрашивают мамы трехлетних малышей, у которых Елена Петровна и ее коллеги зачастую обнаруживают высокую степень миопии (до –10 диоптрий и более). По словам опытного офтальмолога, причин, по которым у совсем еще крошек нарушается зрение, немало. Это и плохая наследственность, и патология беременности, и некоторые заболевания матери будущего малыша. В группе риска – недоношенные дети.

Статистика неумолима: 30-50% из них рождаются близорукими. Немало будущих очкариков и среди детишек, появившихся на свет с нормальным ростом и весом и благополучной наследственностью. О чем подавляющее большинство родителей долгое время даже не догадываются.

– Дело в том, что дети с врожденной близорукостью очень хорошо адаптируются к своему состоянию, – вводит в курс дела профессор. – И если взрослый человек с высокой степенью близорукости (скажем, – 13 диоптрий) без очков сможет увидеть лишь свои пальцы, поднесенные к лицу, ребенок с подобной же проблемой способен различить первую строчку специальной таблицы проверки зрения.

Что, по словам Елены Петровны, лишний раз свидетельствует о необычайно высокой пластичности детского зрительного аппарата, который важно привести в норму в как можно более раннем возрасте. Длительное существование в состоянии «ежика в тумане» не только вносит дискомфорт в жизнь близорукого малыша, но и приводит к задержке развития его зрительных мозговых центров? В этих случаях даже правильно, но поздно (скажем, перед школой) подобранные очки не могут повысить остроту зрения.

Да здравствуют очки!

Совсем другое дело, если близорукие глаза вооружить очками вовремя. Обеспечивая четкое изображение на сетчатке, они позволяют зрительной системе полноценно развиваться. Елена Петровна убеждена: чтобы с возрастом снять очки, их сначала нужно вовремя надеть. В Институте глазных болезней детям с врожденной миопией их рекомендуют носить начиная с года. Результат того стоит. Благодаря очкам и сопутствующему лечению острота зрения у таких детей к моменту их поступления в школу может достигать в очках 100%!

У вашего годовалого ребенка со зрением все в порядке? И в этом случае расслабляться не стоит. По словам профессора Тарутты, в трехлетнем возрасте у малышни частенько выявляют начальную форму близорукости или псевдомиопию, при которой близорукость у ребенка то есть, то нет. В этом случае очень действенным способом коррекции зрения является разработанная в Институте глазных болезней методика управляемого торможения роста глаза (за счет растяжения длины которого и развивается близорукость). Таким детям в отделении охраны зрения рекомендуют надевать… плюсовые очки.

- Да-да, не удивляйтесь! В этот мир все мы приходим дальнозоркими (то есть со зрением +3 диоптрии), - поясняет ситуацию Елена Петровна. -Годам к четырнадцати у большинства детей зрение выравнивается до 0, остается слабодальнозорким (что тоже считается нормой) или переходит в близорукость. Нормальная длина глазного яблока человека - 23-24 мм. При близорукости глазное яблоко удлиняется (растягивается) до 30 мм и больше. Увеличение глаза на каждый миллиметр приводит к увеличению близорукости на 3 диоптрии. Созданная плюсовыми очками небольшая оптическая дефокусировка позволяет рост глаза и развитие близорукости направленно затормозить.

Тем, у кого близорукость уже в начальной стадии, подобная методика не подходит. Таким детишкам в НИИ глазных болезней прописывают две пары очков с разными стеклами – обычным и плюсовым, в которых один глаз ребенка смотрит вдаль, а другой лечится. На следующий день малыш надевает другие очки, где стекла расположены по-другому. И так далее. По словам профессора Тарутты, эта методика, получившая название альтернирующей монокулярной дефокусировки, позволяет затормозить прогрессирование близорукости у 80% пациентов.

Линзы ночного ношения

Но на миопию средней степени она уже не действует. В этом случае врачам приходит на помощь ортокератология, при которой близорукость исправляется с помощью специальных газопроницаемых жестких контактных линз, имеющих конструкцию обратной (по сравнению с обычными линзами) геометрии. Ребенок надевает линзы на ночь, утром снимает их, а затем хорошо видит, по меньшей мере, сутки без очков и линз. Метод не нов. За рубежом его успешно применяют уже более 40 лет. Одними из первых, кто стал его использовать в России, стали специалисты из НИИ глазных болезней.

– Когда близорукий ребенок надевает ортокератолинзу, она за ночь постепенно изменяет форму его роговицы, делая ее центральную оптическую зону более плоской, – рассказывает Елена Петровна. – Утром пациент снимает линзу, но роговица сохраняет свою новую форму, изображение фокусируется на сетчатке (а не перед нею, как при миопии) и ребенок все четко видит.

Для детишек, которые занимаются спортом, это – настоящее спасение. По своему результату этот метод напоминает эффект хирургической операции. Отличие состоит в том, что эффект от ортокератологии является временным.

После прекращения ношения ночных линз роговица восстанавливает прежнюю форму и к ребенку возвращается его прежнее зрение. Но и падает оно значительно медленнее: под действием линзы на поверхности роговицы формируется из собственного эпителия бифокальная оптическая зона (не только зрение вдаль становится высоким, но и чтение вблизи облегчается, что приводит к нормализации нарушенной при миопии аккомодации и в итоге – к торможению прогрессирования миопии).

 

   
   

Правда, остановить таким образом можно не всякую, а только медленно прогрессирующую близорукость (до 1 диоптрии в год). Да и носить ночные линзы можно лишь с 9-летнего возраста. Ведь, как и в любом методе лечения, в ортокератологии возможны и некоторые осложнения (такие, как конъюнктивиты, кератиты – нарушения поверхностного слоя роговицы), которые, впрочем, легко предотвратить или устранить при условии, что маленькие пациенты с ночными линзами находятся в постоянном контакте с врачом.

На зарядку становись!

Для коррекции быстропрогрессирую-щей или запущенной формы близорукости в НИИ глазных болезней прибегают к другим методикам. Одно из последних достижений отечественных медиков – укрепляющие склеру инъекции, активизирующие синтез белка коллагена и делающие наружную оболочку глаза более прочной. Если уколов недостаточно, ослабленную склеру могут укрепить специальными пластическими материалами, которые подшивают прямо на ее поверхность.

И, конечно, все без исключения методики коррекции близорукости в НИИ глазных болезней обязательно дополняются функциональным лечением, включающим в себя физиопроцедуры, лазерную стимуляцию, магнито-, иглорефлек-сотерапию, массаж воротниковой зоны, пневмомассаж, специальную гимнастику для глаз, направленную на укрепление глазной мышцы. По словам Елены Петровны, детям с миопией физкультура вообще необходима. Особенно игровые, циклические виды спорта (лыжи, плавание, теннис). Ведь близорукость очень часто идет рука об руку со сколиозом, нарушениями осанки, а так называемая цервикальная ее форма нередко обусловлена легкими родовыми травмами шейного отдела позвоночника.

Нарушен при близорукости и обмен веществ, а в тканях глаза снижено содержание таких микроэлементов, как медь, железо, кальций, цинк. При лечении миопии без них не обойтись, а также без поливитаминов группы А, В, С, D и Е, антиоксидантов и биофлавоноидов, которые в больших количествах содержатся в препаратах черники. От близорукости они, конечно, не избавят, но укрепят ткани глаза, улучшат их состояние и тканевый обмен. Ведь болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить.

 

Смотрите также: