30 лет назад в Институте радиотехники и электроники АН СССР приступили к изучению «феномена экстрасенсов». Была поставлена задача: разобраться с «этим» и доложить ближайшему съезду.
Массаж теплом
Физиологам известно: на коже человека есть проекции внутренних органов, так называемые зоны Захарьина-Геда.
Например, зона сердца находится на левой стороне груди и левом плече, зона печени - в области её проекции на кожу и на правом плече. Но связь работает и в другую сторону: воздействуя на участок кожи, можно ожидать отклик в соответствующем органе. На этом основано иглоукалывание. Наблюдая за пациентами Джуны, учёные заметили: их кожа реагировала на пассы целительницы повышением температуры. Видимо, такое поверхностное воздействие может вызвать отклик в рефлекторно связанных с кожей внутренних органах.
«Мы измерили чувствительность кожи к тепловому излучению, исходящему от пальцев рук, - рассказывает Эдуард Годик. - И обнаружили, что кожа способна «замечать» очень малые изменения интенсивности этого излучения, всего в несколько процентов! Так что воздействие Джуны можно представить как бесконтактный тепловой массаж. А эффективность массажа зависит не от силы воздействия на тело пациента, а от мастерства того, кто им владеет. Тут очень важно чувствовать отклик, обратную связь. Джуна её чувствовала».
Экстрасенсы способны оказать помощь?>>
При этом, вспоминают учёные, целительница любила сама «научно» объяснять, что она делает. Однажды на сеанс пришёл страдавший от радикулита известный академик - настояла его жена. Пока Джуна водила над ним руками, разъясняя «физику» своего искусства, маститый учёный узнал много нового и слегка «перегрелся» психологически. Уходя, бросил: «Когда я такое слушаю, меня может разбить паралич!»
Эффект «пустышки»
В те годы много говорили и о феномене кожного зрения. Его демонстрировала (причём задолго до исследований) Роза Кулешова из Нижнего Тагила. Проводя рукой над перевёрнутой газетой, она могла читать заголовки. В похожем «амплуа» действовала Лидия Корабельникова: она распознавала нарисованные на карточках фигуры. Карточку вкладывали в конверт, и Корабельникова подносила его ко лбу. После чего называла фигуру. Выяснилось, что и тут всё дело в тепловом излучении. Ото лба идёт поток тепла, он прогревает вложенный в конверт лист бумаги. Белая бумага пропускает тепло быстрее, а та её часть, что покрыта краской, задерживает его. Этот контраст, по-видимому, и чувствовала Корабельникова. В случае с Кулешовой механизм аналогичный. Типографская краска, которой напечатан заголовок газеты, поглощает тепло, а белая бумага его отражает. Экстрасенс, поднося к газете руку, улавливает эту разницу. Метод сродни «рельефному чтению» слепыми людьми, только вместо тактильной работает термочувствительность.
Физики заметили ещё одну важную вещь: успех экстрасенсов во многом зависит от уровня доверия пациента. Этот эффект в медицине называют «плацебо» (пустая таблетка): если человек верит в силу некоего воздействия, оно может улучшить его состояние, пусть никакого лекарства там и в помине нет. С точки зрения науки, в данном случае активизируются ресурсы организма: он сам находит и поправляет нарушения.
«Здесь интересен опыт одного одесского целителя, - вспоминает Годик. - Как он с юмором рассказывал, самое трудное было в начале карьеры: он вкладывал все силы, работал с пациентом индивидуально и денег не брал. Эффект был, но не всегда. Затем он работал с группой и стал брать деньги - результат улучшился. Эффективность ещё более возросла, когда он стал лечить по телефону и брать дороже. А уж когда слава о его «божьем даре» разошлась и народ повалил, лечил он в основном по почте: пациент посылал ему письмо с описанием недугов и клал в него деньги. Улучшение наступало гарантированно! Действовал эффект плацебо».