РЕЧЬ не об астрологах и не об экстрасенсах, а о новом научном методе, когда всего лишь по одному анализу крови можно узнать о грядущей болезни задолго до ее наступления! И в большинстве случаев – ее предотвратить. Обыкновенное чудо.
Похоже на сказку, но это быль. Кто следит за новостями науки, знает, что будущее – за предсказательной медициной. Выявить генетический риск, разработать меры профилактики, усовершенствовать методы ранней диагностики… К компании ученых, занимающихся решением этих проблем, присоединились и иммунологи.
В одном из американских научных журналов недавно появилась информация, что в ближайшие 10 лет одного анализа крови будет достаточно, чтобы определить, какая болезнь разовьется через месяц или год после обследования. Узнав об этом, решила навести справки и крайне удивилась, узнав, что такую диагностику можно провести уже сейчас. Причем в Москве! И разработаны эти тесты нашими учеными, признаны зарубежными исследователями и в ближайшем будущем будут широко востребованы. Профессор, научный руководитель медицинского исследовательского центра «Иммун-кулус» Александр Полетаев в этом убежден. А для наглядности мне тут же предложили такой тест провести – взяли кровь из вены и через неделю пообещали дать ответ.
«Я ни о чем не буду вас спрашивать, мне не нужна ваша медицинская карта, обо всех слабых местах вашего организма расскажет ваша иммунная система, – пояснил профессор. – Если болезнь уже зреет, мы это увидим, а значит, получим шанс упредить ее развитие».
Операция «Утилизация»
Что такое иммунитет, знают все. Это наша броня, защита от всего чужеродного – вирусов, грибков, бактерий. Когда она слабеет, мы начинаем болеть, и не только простудой. Многие онкологические заболевания стартуют именно на фоне ослабленного иммунитета. Ведь в организме ежедневно образуется определенное количество раковых клеток, но все они уничтожаются клетками-защитниками.
Впрочем, это не единственная обязанность клеток-защитников. Есть целое семейство иммунных молекул, отвечающих, помимо прочего, еще и за чистоту в организме. Их количество и есть тот маркер, который позволяет ученым определить, в каком органе или системе произошла «поломка».
Эти молекулы называются аутоантителами. Они имеют четкую направленность на тот или иной орган – аутоантитела печени, поджелудочной железы, легких и т.д. У всех здоровых людей независимо от пола и возраста ежедневно вырабатывается примерно одинаковое их количество. Они выводят из организма продукты распада сотен миллионов отмерших клеток. Одних эритроцитов в норме отмирает до 30 миллионов ежедневно. И в сборе этого «мусора» и доставке его к месту утилизации (к печени) участвуют аутоантитела. У каждого органа или системы – свои «мусорщики».
Как только начинается «поломка» на незаметном еще, молекулярном уровне, клетки органа начинают усиленно отмирать. Потребность в «чистильщиках» увеличивается, и иммунная система начинает вырабатывать их в большем количестве. «Анализ крови на содержание аутоантител это фиксирует, и мы, таким образом, узнаем, на каком отрезке пути, ведущем к скорой болезни, находится человек, – объясняет Полетаев. – Какие открываются при этом перспективы для ранней профилактики! Даже томограф еще не видит изменений в органе, а мы уже знаем о них и можем начать лечиться».
Диагностика будущего
Предположения об этой взаимосвязи ученые сделали очень давно. И уровень нормы вычислили, и аутоантитела разной органной направленности идентифицировали, и проверили, какое их превышение от нормы говорит о надвигающейся болезни… Методика успешно прошла четырехлетние клинические испытания в различных медицинских центрах. Пациентам сначала предсказывали болезнь, а потом отслеживали, что будет на самом деле.
Результаты получились настолько убедительными, что метод был наконец одобрен Минздравом. «Подобные исследования ведутся в Израиле, Канаде, США, Англии, Италии, Германии, во Франции, в Бразилии и Австралии, но мы пока в этой области лидеры, хотя и тесно сотрудничаем с зарубежными учеными, – говорит профессор Полетаев. – Наша конечная цель – внедрение тестов в широкую клиническую практику. Правда, не все люди готовы адекватно воспринять информацию о возможной грядущей болезни, и не все заболевания мы можем предупреждать даже на таких ранних стадиях». И тем не менее есть ряд случаев, в которых, как доказала практика, ЭЛИ-тесты (так называются анализы, о которых идет речь) могут быть весьма своевременны и полезны.
По словам профессора Полетаева, один из самых впечатляющих результатов дает иммунодиагностика сахарного диабета – болезни очень распространенной, но предотвратимой. «Если есть стойкое повышение количества аутоантител поджелудочной железы, мы можем сказать: этот человек идет по дорожке, ведущей к диабету. Болезнь разовьется, когда погибнет 85% инсулин-продуцирующих клеток. И если сегодня у него погибло 30-40%, мы еще можем свернуть с опасного пути, оборвать ниточку развития недуга», – объясняет Александр Полетаев. То же и с ранним выявлением аритмий, склонности к тромбообразова-нию, болезней печени, легких и почек... Это новый уровень предсказательной профилактической медицины – когда лечат не болезнь, а состояние пред-болезни.
Конечно, очень хотелось бы таким же образом предсказывать и возможное развитие опухолей. Но пока онкологию по иммунотестам ученые «видят» лишь косвенно. Это дело будущего, хотя и недалекого. По словам Полетаева, уже через год может появиться тест, определяющий начало роста опухолей. А американцы и вовсе уверены, что в ближайшие 10, максимум 20 лет иммунные тесты на уровень аутоантител станут в Америке такими же доступными, как, например, определение глюкозы в крови.
Не буду описывать результаты своего теста, но уверяю: они в точности совпали с прогнозами генетиков. Вот только рекомендации здесь были даны более конкретные. Что и понятно: генетический анализ выявляет общий риск, ЭЛИ-тест показывает, сколько осталось до старта болезни. Возможно, в будущем эти тесты будут дополнять друг друга и входить в одну Программу Долгой и Здоровой Жизни.
Смотрите также:
- Константин Агладзе: «Бессмертным стать реально! Но жить вечно захочется не всем» →
- Учёные нашли новый источник стволовых клеток. Их будут «добывать» из мужчин →
- Лечение будущего: кто имеет доступ к «банку стволовых клеток»? →