Татьяна Рессина: Подросткам объявили «сухой закон»

На самом деле подобные запретительные законы убедительно доказывают бессилие перед проблемой. Решить вопрос с детским алкоголизмом не можем? Значит, нужно запретить. Однако комизм  депутатских намерений заключается в том, что один запретительный закон уже есть – нельзя продавать подросткам спиртное до 18 лет. Вся страна знает, что он не работает – либо продавцы плюют на него и продают пивко деткам, либо сами жаждущие и алчущие обходят его разными способами. Так почему депутатам взбрело в голову, что еще один запретительный закон вдруг заработает? Да глупость это. Даже говорить об этом лениво.

   
   

Значительно интереснее порассуждать на тему возрастного ценза. А почему до 21 года нельзя? Почему не до 25 или, например, до 30 лет? Так давайте уж до самой пенсии запретим. И тогда вообще с российским алкоголизмом покончим одним росчерком пера (пардон, единым голосованием, конечно же). И трудиться до пота не надо, страну перевоспитывать: запретили — и с алкоголизмом покончили…

На самом деле возрастной ценз не должен с неба падать, или быть цифрой, случайно забредшей в чью-то депутатскую голову. Возрастной ценз должен иметь обоснование. Иначе что у нас (то есть у депутатов, конечно же) получится? В 18 лет мы даем молодому человеку в руки автомат – пусть стреляет, Родину защищает, он уже мужик. Но до 21 года купить бутылку пива мы ему не позволим – он еще мальчик. В 18 лет мы разрешаем жениться и детей зачинать – он уже мужчина, но пить ему нельзя еще 3 года – ведь он еще мальчуган совсем. В 18 лет мы дозволяем молодому человеку выбирать президента, считаем, что в этом возрасте он уже способен самостоятельно разобраться в политических фигурах и хитросплетениях, то есть к избирательным урнам он подходить может, а к винному отделу – нет. Вот ведь нелепость какая получается. Почему? Сначала нужно задать другой вопрос…

Что такое возрастной ценз? Это возраст, когда человек уже способен ОТВЕТСТВЕННО принимать решения и совершать действия.  То есть к этому возрасту подросток должен быть обучен базовым знаниям, сформирован как личность психологически, экономически и политически. Он твердо должен знать, «что такое хорошо, а что такое плохо».

И давайте при этом не будем забывать про физиологию! Мать Джульетты у Шекспира в 13 лет родила. А все потому, что южанка-итальянка. Северная молодежь в этом возрасте все еще в куклы играет. Поэтому физиологическое развитие имеет очень большое значение в определении национального возраста взросления.

У англичан испокон веков подросток становился «государственным» взрослым в 21 год. Тогда он приобретает все политические и экономические права. Не оттуда ли, кстати, приплыла в Госдуму эта цифра? В нашей стране с государственной точки зрения взрослыми становятся в 18 лет. То есть каждая страна сама вправе определить возраст становления. Но определив, страна обязана отдать своему гражданину ВСЕ ПРАВА. А уже к этому возрасту мы обязаны внедрить в сознание постулат «хорошо-плохо» и научить следовать ему.

   
   

Проблема заключается именно в этом – многие страны не умеют воспитывать своих будущих взрослых граждан. Думаете, в других странах мальчишки и девчонки не пьют? Еще как пьют! В тех же США, Англии, Скандинавских странах…

Пьют много, алчно, взахлеб. Думаете, там нет возрастных ограничений для покупки спиртного? Есть. Подростки всех стран мира обходят их одинаково – просят старших товарищей, доступными способами выдают себя за взрослых. Проще всех в этом смысле живется американским юниорам – в США водительские права выдаются в 16, а в некоторых штатах и в 14 лет. По ним подростки и покупают алкоголь. В общем, во всех развитых странах есть возрастной запрет на продажу алкоголя, и вместе с ним есть ранний алкоголизм.

Нет, господа депутаты, возрастной ценз для покупки спиртного не является борьбой с детским и подростковым алкоголизмом. Отрезвление страны – это тяжелейший труд, в основе которого должна быть очень умная и очень конкретная программа. Я вам больше скажу – главным предметом этой программы должны быть… не дети. А взрослые! Именно для них должна быть написана программа искоренения детского алкоголизма. Именно родителей нужно учить конкретным вещам: как они должны правильно себя вести, чтобы их дети не начали пить.  Повторяю – родителям нужно давать КОНКРЕТНЫЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, а не популистские лозунги типа «не позволяйте своим детям пить».  А как это – не позволить детям пить, что делать-то нужно? Этого многие родители просто не знают.

Если в каждой семье будет воспитана культура пития – запретительные законы нам вообще не понадобятся… 

 
Татьяна Рессина

Медицинский обозреватель

 

 

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции