Леонид Рошаль: Доктор не должен неучтиво говорить с пациентом

На эти и другие вопросы в пресс-центре «АиФ» ответил президент Национальной медицинской палаты, «Детский доктор мира» Леонид Михайлович Рошаль.

   
   

«АиФ.RU»: – Почему так трудно идёт объединение врачей в профессиональные сообщества?

Леонид Рошаль: – Врачи разочаровались в профессиональных сообществах, которые были до сегодняшнего времени. Они не понимали, зачем они нужны. Профессиальные общества ставили большие проблемы, но не могли реализовать свои решения. Например, Пироговский съезд. Много решений за 10 лет, но ни одно решение этого съезда не было исполнено. Российское медицинское общество. Где оно? Его нет. Национальная медицинская палата не пошла по этому пути.

Сегодня Национальная медицинская палата – крупнейшая после профсоюзов организация. Много территориальных организаций, в которые по 6–8 тысяч врачей входит: Новосибирская, Смоленская, Калининградская и т. д.

Туда входят и многие профессиональные медицинские ассоциации: акушеров и гинеколов, реаниматологов, кардиологов, ассоциация врачей частной практики и ведомственной медицины. Мы приглашаем всех.

Лозунг Национальной медицинской палаты – охранить пациента от некачественного лечения и лечебных ошибок, с одной стороны, а с другой стороны, защитить врача там, где он прав.

   
   

Плоды работы

«АиФ.RU»: – Врачи выходят на акции протеста против разрушения здравоохранения, потому что сокращаются рабочие места, закрываются больницы по всей стране. Что вы можете сказать по этому поводу?

Леонид Рошаль: – Это плоды работы Зурабова и Голиковой. За год изменить эту машину невозможно. Не было ни одного распоряжения нового министерства о закрытии коек, родильных домов. Наоборот, было два послания, подписанных Скворцовой, где сказано, что этого нельзя делать. Мы сейчас на площадке Общероссийского народного фронта посмотрели на эту проблему, пригласили регионы, где недовольны: это Ярославская и другие области, где закрываются родильные дома, и народ бунтует.

Я ненавижу слово «рентабельность». В здравоохранении рентабельности быть не должно. Должна быть экономическая политика, но не рентабельность. Если мы что-то закрываем, мы должны думать, а как будут обслуживаться рядом живущие люди, где это «плечо» доступности. Я думаю, что сейчас койки будут восстанавливаться. По этому поводу скоро будет селекторное совещание со всеми министрами, где ещё раз будет подчёркнута позиция и Министерства здравоохранения и Национальной медицинской палаты по этому поводу. Нужно время для того, чтобы остановить запущенную мощную тенденцию, когда фактически ликвидировали муниципальное здравоохранение, ввели новую форму оплаты труда, которая абсолютно ничего не даёт, только головную боль.

«АиФ.RU»: – Действующий министр не может отменить эти неудачные решения?

Леонид Рошаль: – Сейчас и министерство, и мы будем заниматься правоприменением принятых законов по лекарственному обеспечению, по ОМС. Будут вноситься конкретные изменения и дополнения в эти законы. Сейчас уже отменено много приказов и постановлений бывшего министерства. Всё отменять нельзя, но то, что вектор министерства сегодня отличается от вектора Минздравсоцразвития, это точно.

Оценка и зарплата

«АиФ.RU»: – Будут ли разрабатываться критерии оценки работы врачей?

Леонид Рошаль: – Мы давно об этом думаем, думаю, что в этом году мы это сделаем. Надо переговорить со многими социальными группами, которые проводят скрининги, поговорить с медиками, социологами. Надо, чтобы была серьёзная градация. Ведь бывает, что кто-то пришёл на приём, а доктор неучтиво что-то сказал, а пациент запомнил на всю жизнь. Не должен доктор неучтиво говорить.

«АиФ.RU»: – Руководство медицинских учреждений часто сокращает зарплату своим сотрудникам, ссылась на реформу. Может такое быть?

Леонид Рошаль: – Я считаю, что это правда. Не везде, но сокращения зарплат есть. Мы сейчас переходим на новую форму оплаты труда. Переход должен пройти так, чтобы ни один волосок не упал с головы сотрудника, чтобы зарплата не уменьшилась, чтобы заработная плата индексировалась хотя бы на инфляцию. Плюс ввели стимулирующие надбавки – народ запутался.