В РФ вступил в силу закон «О донорстве». Что изменилось и станет ли доноров меньше?

Закон должен урегулировать вопросы организации заготовки, хранения, транспортировки, обеспечения безопасности и клинического использования донорской крови и её компонентов, охраны здоровья доноров крови и её компонентов, реципиентов и защиты их прав.

   
   

Что изменилось?

Раньше в Москве за 100 мл крови платили 650 рублей, за сложное переливание – тромбоцитоферез – 4500 рублей, за сдачу эритроцитов можно было получить 6000 рублей.

Теперь в России поощряется безвозмездная сдача крови, то есть добровольцы смогут рассчитывать лишь на бесплатный обед, но не на денежную компенсацию. Сократился список льгот, предоставляемых донорам, но в 1,5 раза увеличены ежегодные выплаты почётным донорам России – до 9 959 рублей.

Также целью нового закона является создание единой базы донорства. Несмотря на то, что бесплатная сдача крови – это общепринятая мировая практика, в Минздраве «Интерфаксу» заявили, что поощрение бесплатной сдачи крови не означает полной отмены компенсаций, так как закон оставляет гражданам право выбора между безвозмездной сдачей крови или сдачей крови за плату.

Непосредственно «заработать» доноры смогут только на сложных переливаниях. Однако, если раньше за них платили 4–6 тысяч рублей, то теперь будут гораздо меньше.

Закон уже вступил в силу, но как именно он будет применяться – ещё не ясно. Например, не известно, как будут предоставлять донору бесплатный обед – в виде сухого пайка или накормят на месте? Денежной компенсации вместо бесплатного питания не предусматривается, но и на какой именно обед могут рассчитывать добровольцы – не прописано.

   
   

О праве доноров на освобождение от работы в день сдачи крови и ещё один дополнительный день отпуска во вступившем ФЗ «О донорстве крови и её компонентов» не говорится.

Почётные доноры России – те люди, которые сдали за свою жизнь 40 раз кровь и её компоненты или 60 раз пожертвовали плазму, могут рассчитывать на значок почётного донора России, ежегодный отпуск в удобное время согласно Трудовому кодексу, получение медпомощи вне очереди в госучреждениях и право приобретения путёвок в санаторий по месту работы или учёбы. Также им повысили ежегодное пособие, которое будет год от года индексироваться согласно уровню инфляции.

Мнение экспертов

К чему приведёт новый закон о донорстве?

Чистякова Екатерина, директор фонда «Подари жизнь»:

– Конечно, из-за нового закона и отмены денежного вознаграждения все, кто сейчас сдаёт кровь, не перестанут это делать. Ведь большое количество людей сдаёт кровь безвозмездно, то есть даром. Я могу рассказать только про Москву, с ситуацией в регионах я не очень знакома. Так вот, в Москве этот переход – совершенно неподготовленный. И дело не в законе, а в руководстве здравоохранения Москвы, которое давно знало, что происходит и к чему идёт дело, и конечно, надо было готовиться заранее. А вышло, как сейчас и получилось – закон вступил в силу, а мы не знаем, что делать. Есть ощущение, что к переходу на безвозмездное донорство наш город не готов.

На настоящий момент этот закон абсолютно точно приведёт к коррупции в этой сфере. С одной стороны, нет ничего ужасного в том, чтобы самостоятельно искать донора. Это ведь нормально, прийти и сдать кровь для своего знакомого. Или пойти и сдаться всем трудовым коллективом. Но то, что так называемое «серое донорство» – когда родственники платят каким-то людям за то, чтобы они пошли сдали кровь – это, конечно, будет. Потому что в настоящее время в Москве есть дефицит безвозмездного донорства и очень серьёзный. Это связано с тем, что все последние годы Москва делала ставку на платное донорство. И если вы везде пишете, что мы за кровь платим деньги, причём немаленькие, значит, к вам и придут люди, которым нужны деньги.

Если же заранее, за пару лет, готовить почву, что мы привлекаем безвозмездных доноров, что это не больно, не страшно, не опасно, удобно и очень хорошо, то сформируется контингент безвозмездных доноров.

Однако у нас был сделан первый шаг. Так что имеет то, что имеем.

Бобров Борис Юрьевич, эндоваскулярный хирург, кандидат медицинских наук, медицинский директор Европейской клиники (НПЦ современной хирургии и онкологии), руководитель отделения эндоваскулярной хирургии Перинатального медицинского центра, ведущий научный сотрудник Центра рентгенохирургии РГМУ им. Н. И. Пирогова:

– Этот закон может привести к резкому снижению числа доноров, а следовательно, к дефициту крови и её компонентов. Честно говоря, мы уже ощутили это сразу после 1 января, когда многие станции из-за дефицита перестали продавать кровь частным клиникам. При этом у нас возникли большие проблемы с ведением тяжёлых пациентов, с выполнением сложных хирургических вмешательств. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, но по-прежнему есть большое беспокойство по поводу обеспечения кровекомпонентами.

Галина Тимофеевна Холмогорова, старший научный сотрудник Центра профилактической медицины, к. м. н.:

– Выплаты донорам имели свои минусы, хотя бы потому, что на этом зарабатывали бомжи, и у них спустя рукава брали кровь, не проверяли её, что могло привести к заражениям. Но это одна сторона медали. Для донорства нужно, чтобы сами люди были высоконравственные, очень здоровые, которые будут сдавать кровь за бесплатно, понимая, что они тем самым дарят кому-то жизнь. Я сама в родах потеряла три литра крови и знаю, что 12 человек меня спасли. Я тогда переписала все фамилии и написала на станцию письмо с благодарностью и за свою жизнь, и за то, что мой ребёнок растёт не сиротой. Тогда эти люди меня спасли, и я понимаю, что только благодаря этим людям я осталась жива.

Карлсcон Юлия, генеральный директор клиники Doctor Plastic:

– Безусловно, мировой опыт говорит о том, что донорство должно быть бесплатным. Но в России ситуация другая, и безвозмездная сдача крови себя не оправдала. Только одна Москва ежедневно нуждается более чем в 200 литрах донорской крови. И более 30 % крови для переливания в Москву поступает из других регионов России.

С принятием поправок к закону «О донорстве крови и её компонентов» есть риск возникновения дефицита  поставок крови для больных, которым требуется переливание.

Отношения между врачами, платными донорами и пациентами могут уйти в тень и вообще выйти из поля зрения законодателей и надзорных служб, что чревато спекуляцией с одной стороны и риском для здоровья больных с другой стороны.

И в данном случае во главе угла должна стоять не экономика, а прежде всего, забота о здоровье граждан, сохранении их жизней.