Андрей Продеус: «При счастливой жизни и иммунитет хороший»

Фото: Эдуарда Кудрявицкого / АиФ

Однако такая популярность нередко становится источником мифов и домыслов, игнорировать которые вредно и опасно. Что мы должны знать об иммунитете и в каких случаях он действительно требует врачебной помощи?

   
   

Об этом наш разговор с руководителем Московского городского центра иммунологии и аллергологии департамента здравоохранения г. Москвы, заведующим кафедрой факультетской педиатрии № 2 Российского национального исследовательского медицинского университета Росздрава, доктором медицинских наук, профессором Андреем Продеусом.

Оптимальное соотношение

«АиФ. Здоровье»: – Андрей Петрович, давайте для начала определимся, в чем заключается роль иммунитета?

А.П.: – Мы почему-то все время ассоциируем иммунитет с неким объектом, который защищает исключительно от вторжения внешних «врагов». На самом деле его основная роль заключается в поддержании постоянства нашего организма. Наша иммунная система контролирует иммунные реакции, отвечает за аллергические состояния, борется с раком, аутоиммунными заболеваниями и, конечно, защищает от инфекций.

Когда возникает дисбаланс защиты и нападения, развивается инфекция. При этом часто у человека с нарушенным иммунитетом не будет высокой температуры, да и воспалительный процесс будет протекать по-другому.

«АиФ. Здоровье»: – Когда же в таком случае можно говорить о нарушениях в работе иммунной системы?

А.П.: – У нас в этом отношении как-то все вывернуто наизнанку. Иногда пытаются приписать нарушение иммунитета людям, которые, например, имеют высокие титры антител к вирусу герпеса или к хламидиям. В действительности же все наоборот: наличие титров антител означает лишь то, что с иммунитетом у человека все в порядке. Если же он нарушен, то титров антител может и не быть вследствие нарушения их продукции.

   
   

Путаница возникает еще и потому, что некоторые врачи плохо понимают такой процесс, как патогенез заболеваний. Я часто спрашиваю докторов: «Скажите, вы умеете ставить диагноз ОРЗ и ОРВИ?». Ответ однозначный: «Конечно! Симптомы заболевания – ринит, температура, кашель». Тогда возникает другой вопрос: сколько еще есть заболеваний, которые проявляются точно так же?

Ведь диагноз ОРЗ входит в спектр диагнозов исключения. Прежде чем его поставить, мы должны быть уверены, что у больного нет фарингита, катарального отита, ларингита или ангины. Если под маской ОРВИ скрывается, к примеру, отит, лечение назначается совершенно другое и анализы другие.

Момент истины

«АиФ. Здоровье»: – Значит ли это, что укреплять иммунитет во время гриппа или простуды – бесполезное занятие?

А.П.: – Старая поговорка права: если лечить насморк, он пройдет за семь дней, если не лечить – за одну неделю. То есть, если у человека нет врожденных поражений иммунной системы или приобретенных тяжелых состояний, тогда с обычной простудной инфекцией иммунитет справится сам. Ведь даже не врач понимает, что отек слизистой носа, покраснение и першение в горле, сопли, температура – это реакция иммунитета на патоген. Соответственно, если в тот момент, когда возникают симптомы воспаления, начать «стимулировать» иммунитет, мы можем еще больше провоцировать отек, температуру и само воспаление.

«АиФ. Здоровье»: – А что с иммуномодуляторами? Считается, что применение этих препаратов приводит к повышению показателей иммунитета не только у больных, но и у здоровых людей.

А.П.: – Иммунологи находятся на последнем месте по назначению иммуномодулирующих препаратов. Потому что на сегодня нет доказательной базы – когда, как и в каком количестве надо их принимать. В подобных назначениях лидируют терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, лор-варчи, хирурги. И это называется научным словом «полипрагмазия» или нерациональная терапия – когда лекарство назначается не больным, а «покупателям», тем, кто его покупает. Назначение иммуномодуляторов – вопрос банальной логики. Если мы не стремимся вести здоровый образ жизни, а хотим заменить его лекарственными препаратами, то будем все время наталкиваться на соответствующие последствия. А если мы не будем лечить клинические проблемы или правильно их диагностировать, то опять же абсолютно понятно, какой эффект получим.

Двенадцать заповедей

«АиФ. Здоровье»: – Возможно, это не корректный вопрос, но все-таки хочу его задать: для чего тогда нам нужны врачи-иммунологи?

А.П.: – Врач-иммунолог помогает другим врачам-специалистам более эффективно лечить их пациентов. Так в каждой отрасли медицины: кардиологии, пульмонологии, эндокринологии – есть свои наиболее тяжелые клинические проявления. У нефрологов – гломерулонефрит, у эндокринологов – диабет, аутоиммунный тиреоидит, у гастроэнтерологов – болезнь Крона или неспецифический язвенный колит. Все это иммунные заболевания, у которых есть механизм, вовлекающий как иммунное воспаление, так и иммунные клетки. И, конечно же, у врачей-иммунологов есть группа заболеваний, которые лечат только они. Это генетически обусловленные нарушения иммунной системы или «первичные иммунодефициты». Они могут проявляться как угодно – инфекцией, аутоиммунными проблемами, онкологией. И вот здесь нужен именно иммунолог, доктор, который априори не пытается ставить диагноз, а знает патогенез и пытается понять причину, почему человек болеет. Только в этом случае он и диагноз поставит верный, и лечение назначит правильное.

«АиФ. Здоровье»: – В каких случаях действительно необходима рекомендация иммунолога?

А.П.: – Существуют так называемые «12 заповедей клинического иммунолога» – они рекомендуют специалистам обратить особое внимание на пациента или отправить его на консультацию к иммунологу. Если говорить о взрослых, то это перенесенные в течение года шесть, а для детей более восьми катаральных отитов или более двух бактериальных инфекций в виде пневмоний, гнойных отитов, ангин. Настораживающий симптом также – рецидивирующие кожные процессы в виде стрептодермии, фурункулеза, абсцессов, грибковых заболеваний у взрослых и детей старше года, например молочница во рту или грибковая ангина. Все эти болезни связаны с нарушением иммунитета и требуют консультации специалиста.

«АиФ. Здоровье»: – Коммерческие клиники повсеместно назначают исследование иммунного статуса. Скажите, что дает эта диагностика и насколько она оправданна?

– Любое исследование врач должен назначать только тогда, когда он может подтвердить или опровергнуть свой предполагаемый диагноз. В противном случае лучше анализ не делать. Потому что некоторые изменения показателей могут ввести еще в большее заблуждение и задать новые проблемы.

Несколько лет назад в нашем клиническом центре проводили исследование: взяли группу часто болеющих детей и наблюдали, что происходит с их иммунитетом. После выработали определенный алгоритм, который говорит: клинические исследования иммунитета нужно делать только тогда, когда есть определенный набор клинических проявлений или есть предположения о нарушении функции. Иначе проводить лабораторные исследования клеточного иммунитета бесполезно. Ничего не найти – будут лишь некоторые изменения параметров в пределах физиологической нормы.

Секреты иммунитета

«АиФ. Здоровье»: – Эксперты ВОЗ выделяют сексуальное здоровье как отдельную позицию и утверждают, что секс повышает иммунитет. Вы согласны с ними?

А.П.: – Почему же нет? Только речь идет не о беспорядочных половых связях, а о брачных, семейных отношениях. В этом случае периодически происходит взаимообмен флорой, и этот процесс дает дополнительный стимул для иммунитета. При этом еще есть нейроэндокринные, нейроиммунологические и эмоциональные регуляторы. Скажем, при счастливой жизни иммунитет чувствует себя значительно лучше.

«АиФ. Здоровье»: – Что еще важно для нашего иммунитета?

А.П.:  Вакцинация. Почему-то никто не рассматривает ее как иммуномодулирующую терапию. И внутривенный иммуноглобулин в поликлинике никто просто так не назначит, считая его серьезным препаратом. А это и есть самый изученный с точки зрения иммунологии препарат. Вакцинация – это помощь иммунитету, воспитание своего специфического иммунного ответа против определенного типа патогенов.

Но еще больше и теснее иммунитет связан со здоровым образом жизни, рациональным питанием, режимом дня и гигиеной.